Четыре года назад я посетила Зубутли-Миатлинскую школу, что в Кизилюртовском районе.
— Сегодня вы наших детей не узнаете, — радостно встретил меня на пороге учебного заведения заместитель директора Муху Халинбекович Гусейнов. – Все эти годы мы со школьниками занимаемся ударными темпами. Стараемся с ними общаться только на русском языке. Языковой барьер преодолеваем легко и быстро. Сами можете в этом убедиться.
И я убедилась.
Дети приветливы, свободны в общении, чужих людей не боятся, свои мысли высказывают открыто, без смущения. Приведу пример. Мы обсуждали тему патриотизма, любви к малой родине, ведь патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине, это гораздо больше…
Я показала свой детский фильм, где главного героя — хулигана Рожикова дома сильно обижает старшая сестра. Я спросила у детей, как должны сёстры встречать своих младших братьев из школы? Дети активно стали высказывать свои мысли, но их ответы были не совсем точны. И тогда я прямым текстом спросила одну девочку: «Я приду к тебе в дом, какими словами ты меня встретишь?» И она счастливо ответила: «Идите мыть руки, сейчас чай будем пить».
Все в классе рассмеялись. Но я была довольна ответом. Да, забота о ближнем, проявление законов гостеприимства («Если в дом не приходит гость, туда не приходит и благодать»), человеколюбие – всё это является важнейшим капиталом нации – всё это вмещается в нравственные качества любого народа, в том числе и горского.
Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой ребёнок учится укреплять свою связь с родной почвой, разделять радости и горести тех, с кем он общается, носить в душе гордость величия своего назначения, величия своего прекрасного будущего. С большой уверенностью можно сказать, что в душе каждого ребенка находится миниатюрный портрет его народа.
Муху Гусейнов почти сорок лет занят воспитанием подрастающего поколения. Поколения, настроенного патриотично к своей Родине и народу.
— У меня были прекрасные учителя, — с теплотой вспоминает он прошлое. – Первым учителем был Расул Мусаевич Мусаев. А когда я перешёл в третий класс, из города приехала Халун Магомедовна, я слушал её, буквально открыв рот.
Я всегда любил математику, и у меня было огромное желание учить детишек. Поэтому и поехал учиться в Буйнакское педагогическое училище. А там методику преподавания, психологию вела Валентина Павловна Семикина. Она меня любила, как своего родного сына. Даже переманила на свой курс. Я со своим другом Магомедом постигал азы педагогики под чутким руководством Валентины Павловны.
А после службы в армии в Литве стал учить детишек в Казбековском районе, в селении Гуни. Одна из лучших школ в Дагестане. Учительский коллектив сильнейший. Получив колоссальный опыт, переехал в свою родную и любимую Зубутлинскую школу. Где родился, там и пригодился.
В 1984 году Муху Халинбековича назначили заместителем директора, за его плечами был уже университет. Географический факультет.
Когда его назначали заместителем директора, начальник управления образования района Багавдин Татарханов так объяснил своё решение: «Учителя-географа я легко найду, а вот заместителя директора мне будет сложнее найти». И не ошибся в своём выборе.
Муху Гусейнов первым делом начал с методической работы. Стал анализировать слабые и сильные стороны преподавания учителей. Внедрил параллельные посещения, обобщил опыты сильных учителей, и показательные уроки стали нормой в школе. Результаты превзошли все ожидания, за опытом стали приезжать не только учителя со своего района, но и из соседних.
Главная загвоздка в деле обучения школьников — это двуязычие. Незнание русского языка тормозило развитие детей. Первоклассники постоянно втягивали головы в плечи, смотрели в сторону, когда учитель задавал им вопросы и пытался подключить к разговору.
Тридцать пять лет назад ребёнок приходил в школу в 7,5 лет, а сегодня в лучшем случае – 6,5, а то и в 6 лет. То есть на полтора года сдвинулся процесс обучения. Причем учебная программа более интенсивная, насыщенная. Тридцать пять – сорок лет назад азбуку осваивали в течение года, а теперь на это отводится пара месяцев. С одной стороны, ученик стал «моложе», а с другой – к нему как ко взрослому предъявляются более высокие требования. А ведь нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося.
И тут в процесс предшкольной подготовки подключаются учителя. Они начинают от простого к сложному заданию.
Есть дети медлительные, леворукие, а есть гиперактивные, как с ними должен вести себя учитель? Если первоклассник испытывает сильное функциональное напряжение, то через четыре месяца учёбы изменяются параметры энцефалограммы (активность головного мозга). Становится такой, как у ребёнка младше на год. Поэтому учитель должен организовать так свою работу, обучение детей, чтобы они развивались. Но ведь обучать ребёнка можно лишь тому, чему он способен обучаться. Только учитывая возможности ребёнка, можно построить эффективное обучение.
— А какова роль родителей? Ведь многие из них не имеют даже нормального среднего образования?
— Вы правы. Родители не читают книг, не общаются со своими детьми. Не знают детскую психологию. И основная нагрузка по обучению и воспитанию ложится на учителя. Первоклассник должен прийти в школу уже подготовленный. Умеющий читать, хотя бы по слогам. И логически мыслящий.
Наше старше поколение выросло в обнимку с книгами, а сегодня другое время. Если даже ребёнок умеет читать, правильно произносит слова, то он почти не понимает текста и совсем не умеет делать выводы.
— Это я знаю точно. Семнадцать лет провожу Международный литературный конкурс «Проза — детям» и с прискорбием отмечаю, что дети перестали писать сказки, рассказы, мало того, даже грамотные и интересные отзывы по прочитанным произведениям не в силах написать. Я очень из-за этого расстраиваюсь. И всё время в голову лезут слова Натальи Солженицыной: «Верните в школу литературу. Если не остановить это сползание вниз, школа превратится в массовое воспроизводство невежества… Нужно спасать литературу… Патриотизм сегодня – это спасать русское образование…»
Я, показывая детям свои детские фильмы, прекрасно понимаю, что прочитанное лучше запоминается, чем увиденное на экране. Услышанное и увиденное мельком, как правило, в одно ухо влетает, а в другое вылетает.
Пересказывая прочитанное, ребенок тренирует память и логику. Моя первая учительница, а ей уже 83 года, постоянно читает исторические книги, занимается репетиторством, за чисто символическую сумму (100 рублей за два часа), и когда её близкие за это ругают, она отвечает, что чтение книг и репетиторство ей помогают держать «мозги свежими».
— Я еще добавлю, что чтение книг расширяет кругозор, развивает воображение: ребёнок рисует в фантазиях собственный мир, образы. Сам начинает домысливать, меняет сюжеты, концовки произведений. К тому же, чтение книг учит грамотности.
— Я считаю, что любовь к книгам в первую очередь должны привить родители. Не стоит питать надежд, что только учителю под силу сделать ученика читающим.
Если родители сами постоянно сидят с книгами и перед сном читают своим детям хотя бы 15 минут сказку, причём делают это эмоционально, артистично, то будьте уверены в том, что дети с удовольствием будут оставаться наедине с книгами.
И самое важное, нельзя использовать чтение как наказание. Когда мама говорит: «Гулять не пойдёшь, а будешь читать книгу», — она совершает грубейшую воспитательную ошибку. Книги должны быть источником радости, а не отвращения.
— А я бы ещё добавил о роли голубого экрана в растлевании молодёжи. Многие родители радуются, когда их дети часами сидят перед телевизором, компьютером, дескать, не мешают, не крутятся под ногами, не пристают с вопросами. А ведь избыточное и неизбирательное просматривание телепередач может отрицательно сказаться на развитии индивидуальности и его творческой энергии. Ребёнка привлекает то, что он видит на экране: убийства, насилие, дорогие и красивые вещи, богатые и успешные люди, которые не совсем честным трудом нажили свои богатства…
Молодёжь всё же надо оградить от посягательств на нравственные основы цивилизованного общества. Школам в одиночку с этим не справиться. Но мы, учителя, не можем стоять в стороне и ждать, когда сверху спустят программу спасения детей от негатива, исходящего с телеэкранов. Мы, как можем, пропагандируем всё хорошее, что придумало человечество в своём развитии.
Вера ЛЬВОВА