К психиатрам обыватели относятся с предубеждением, страхом, недоверием: мол, там, в той самой «психушке», делают из вполне здорового человека растение. Мифов о «психушке» много, как и о самих психиатрах. Но когда, а самое главное, в чем, врачи-психиатры могут нам действительно помочь? Наверное, начинать надо с повседневных вопросов, о которых все знают, говорят, переживают, но не всегда могут найти правильные ответы.
На наши вопросы отвечает врач-психотерапевт, врач высшей категории, заведующая отделением пограничных состояний ГКУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер», заслуженный врач Республики Дагестан Татьяна Федоровна Козлова.
— Не могу не спросить вашего мнения по поводу ситуации с Крымом, вернее, того «психоза», который эта ситуация породила в людях при живом общении, в социальных сетях и т. д.
— Это не психоз, а способ переживания данной ситуации, как и любой другой, которую мы принимаем очень близко к сердцу. С другой стороны, этот ажиотаж в СМИ, в телевизионных политизированных программах, в социальных сетях приковывает наше внимание, вызывает определённые эмоции. Мне кажется, что для людей, которые далеки от политики, – это стрессогенно, как и все, чего человек недопонимает. В результате у населения повышается тревожность, возникают страхи, фобии, появляется бессонница, панические атаки, и к нам, психотерапевтам, пациенты обращаются именно с этими жалобами.
— Анализ статистических данных свидетельствует, что по уровню психических заболеваний Россия уверенно держится на втором месте (на первом — благополучная Канада). А если говорить о ситуации в Дагестане? Каков уровень психических заболеваний, на ваш взгляд, в нашей республике?
— В последние годы уровень заболеваемости психическими болезнями в Дагестане, несмотря на постоянную напряженность в обществе в связи с религиозно-экстремистскими выходками и террористическими актами, как ни странно, снизился. Если в прошлом году эти показатели составляли 115, то в этом году уже 108. Они не выше, чем в России, примерно такие же, а по некоторым заболеваниям даже ниже. В последнее время отмечается тенденция увеличения больных с невротическими расстройствами. Это депрессии, тревожные расстройства, соматоформные расстройства и другие заболевания.
— Если рассматривать причины психических заболеваний в Дагестане, то одной из них можно назвать ранние браки. Сегодня девочки рано выходят замуж, часто не успев окончить учебное заведение и приобрести специальность. Есть случаи, когда девочек отдают замуж прямо из старших классов. Как вы к этому относитесь?
— В Дагестане так было всегда. Некоторые девочки рано выходили замуж, другие выходили позже, были и такие, кто вообще не выходил замуж. Понимаете, женщина – существо слабого пола, и она хочет надежной защиты, опоры. А замужество – это некая стабильность: когда есть семья, существует определённая защищенность женщины… А что касается современной тенденции, то, как мне кажется, тут ситуация выглядит несколько иначе. Сегодня много девушек, выбирающих другой путь: не семью, а карьеру. Они стараются получить достойное образование, даже не одно, достичь более высокого социального статуса, самоутвердиться в кругу друзей и в обществе. Другое дело, что родители часто выбирают путь за своих сыновей и дочерей, и это — большая ошибка: каждый должен свой путь пройти сам. Конечно, в дальнейшем семейные неурядицы могут повлиять на психологическое состояние молодых людей, но ведь известно, что конфликты легче предотвратить и локализовать, чем потом разрешать их с помощью психологов и психотерапевтов. Для человека самое главное дома и на работе – гармония.
— Есть такое распространенное выражение: «Сошел или сошла с ума от любви». Возможно ли такое, или это просто любимое выражение масс?
— Любовь — прекрасное чувство, переживаемое каждым человеком, но оно отличается от чувства влюблённости. Любовь – более глубокое чувство, тогда как влюбленность — это эмоции, игра гормонов. Ученые считают, что влюбленность – выброс гормонов. Может, в этом и есть смыл выражения «Сойти с ума от любви». В течение последующих 2 — 3-х лет это состояние стабилизируется, и чувство влюбленности заканчивается, остаются воспоминания… И только от нас зависит, светлыми или горестными будут они. Если это состояние в течение указанного времени не прошло, то можно надеяться, что оно перерастёт в настоящую крепкую любовь, а, возможно, и в супружеский союз, который стоит на «четырёх китах»: восхищение друг другом, забота друг о друге, умелое использование юмора в кризисных ситуациях и общие ценности в отношении к окружающему.
— Насколько вредит психике замена реального общения виртуальным, о котором сейчас много говорят?
— Жить в сказке – вредно, потому что реальная жизнь – это совсем другое. Выдуманные герои наших мечтаний, принцы на белых конях или «Мерседесах» – это, конечно, хорошо. Но при этом мы наделяем своих героев чертами, которые, скорее, сами хотели бы в них видеть, чем они есть у них на самом деле. Но, сталкиваясь с реальностью, понимаем, что мы сами сотворили идеал, и получаем тяжелое разочарование, если он не соответствует нашим представлениям. Крушение идеалов, появившееся чувство неудовлетворенности жизнью, получение глубокой душевной травмы приводит к депрессивным состояниям и неврозам. Конечно, виртуальное общение – это те самые «поглаживания», которых нам не хватает в повседневной жизни. В виртуальном мире тебя хвалят за каждый правильно пройденный этап, стимулируют к дальнейшим действиям и победам, тем самым поднимая нашу самооценку. Мы с вами являемся свидетелями того, как родители покупают маленьким детям планшеты и дают играть в игры, заменяя живое общение виртуальной жизнью. И что вырастет из ребенка, лишенного человеческого общения, внимания, не приученного к нормам человеческого поведения? Такое отношение родителей к детям может вызвать у них зависимость. А зависимость – это опасно. Она требует срочного вмешательства специалистов, консультаций психотерапевтов и психологов, а в тяжелых случаях — психиатров.
— Чего, на ваш взгляд, сегодня не хватает молодежи?
— Мне кажется, наша молодежь прекрасна прежде всего своим отношением к жизни, в силу своего возраста. Я говорю о современной социально активной молодежи. Посмотрите, сколько разносторонних увлечений появилось у молодых людей, сколько рождается идей, для реализации которых они собираются в группы и продвигают эти идеи, добиваясь успехов. Мне нравится, что Правительство Дагестана обратило внимание на проблемы нашей молодежи и развитие ее творческого потенциала. К сожалению, некоторые молодые люди, вместо того, чтобы искать себя в плане творчества, начинают увлекаться различными психотропными препаратами, таблетками, спайсами, виртуальными играми… Это — проблема социальная. Конечно, многим не хватает культуры, они плохо воспитаны, но в целом у нас очень талантливая, целеустремленная, инициативная, креативная молодежь. Я вообще считаю, что бесталанных людей нет. Главное – каждому найти предназначенный ему путь.
Майя Фаталиева