Против арестованных Абдусамада Гамидова, Шахабаса Шахова, Шамиля Исаева и Раюдина Юсуфова могут возбудить еще пять уголовных дел. У ФСБ достаточно для этого материалов. Такие выводы следуют из ставшей достоянием гласности справки ФСБ.
По информации РБК, Владимира Васильева ознакомили с подготовленной в ФСБ справкой, как только он возглавил Дагестан. В документе изложены факты о восьми эпизодах коррупционных преступлений. Бывшим членам правительства предъявлены обвинения по трем из них.
Основа материалов ФСБ – это показания руководителя казенного учреждения «Дирекция государственного заказчика-застройщика» Шамиля Кадиева, задержанного в августе 2015 года.
Абдусамад Гамидов ликвидировал пять крупнейших казенных учреждений Дагестана и создал одну «Дирекцию государственного заказчика-застройщика», которую возглавил Кадиев. Все республиканские заказы на строительство и реконструкцию проходили через эту организацию.
Назначение Шамиля Кадиева главой дирекции лоббировал министр образования и науки Шахабас Шахов (в документе он называется «близкой связью» бывшего главы Дагестана Рамазана Абдулатипова).
За свое назначение Кадиев платил откаты Гамидову и Шахову. Кроме того, все подрядчики организации должны были открывать счета в банке «Эльбин», которым фактически владел Гамидов. «Таким образом, весь годовой бюджет «Дирекции» (от 2 млрд до 4 млрд руб.) проходил через корреспондентский счет банка», — приводит РБК выдержки из документа.
По данным СПАРК, крупнейшим акционером банка «Эльбин» является Баканай Гамидова — сестра бывшего врио премьер-министра, владеющая 15,9% акций учреждения. Банк основал старший брат обвиняемого Гамид Гамидов, а Абдусамад Гамидов с 1993 года был председателем его правления.
В 2013–2014 годах министерство образования республики получило 2,8 млрд рублей по федеральной программе, значительная часть этих денег освоила «Дирекция». В качестве «процентов» Кадиев дарил Шахову ценные подарки, отремонтировал его рабочий кабинет, построил летнюю веранду и закупил для нее мебель на 1,5 млн рублей. В свою очередь, Шахов на совещаниях и встречах с Абдулатиповым хвалил работу Кадиева, отзывался о нем как о грамотном и эффективном менеджере.
В 2013 году ремонт дорог, ведущих к домам Гамидова и Абдулатипова, проводился без конкурса, сметы и госконтракта. На ремонт потратили 20 млн рублей – деньги взяли из средств на другие госзаказы.
Чтобы придать «правовой вид» ремонту, Гамидов поручил провести формальный аукцион и велел указать размер затрат на работы 35 млн рублей. Аукцион выиграли подконтрольные властям фирмы-однодневки, а деньги, выделенные на уже давно выполненный ремонт из резервного фонда Дагестана, были похищены.
Арестованные чиновники добились выделения из федерального бюджета 219,9 млн рублей предприятию «Авиаагрегат» на строительство «объекта инженерной инфраструктуры» с автотрассой и ветвью железной дороги. Директор предприятия Гаирбек Гамзатов, Кадиев, Гамидов и Раюдин Юсуфов вывели не менее 57 млн рублей и поделили между собой. Гамзатов в апреле 2016 года был арестован по обвинению в мошенничестве, но через полтора месяца вышел на свободу.
Адвокат Гамидова Руслан Сулейманов заявил РБК, что следователям не удалось собрать доказательства вины дагестанских чиновников по большинству изложенных в материалах ФСБ фактов, поэтому обвинения предъявлены лишь по трем эпизодам. Он считает обвинение «жидким». «Все это дело вызывает большие сомнения», — сказал адвокат.
Пока обвинение Гамидову, Шахову, Исаеву и Юсуфову предъявлено по трем эпизодам мошенничества на общую сумму 95,8 млн рублей. Один из эпизодов касается закупки здания и земельного участка под детский сад: объект обошелся бюджету в 31,9 млн рублей, реальная его стоимость не превышала 12 млн. Предположительно в схеме участвовал глава Буйнакского района Даниял Шихсаидов.
Отдел новостей «МД»
Читайте также Задержанным членам правительства Дагестана предъявлено обвинение