Причиной “реального падения” Зиявудина Магомедова, по мнению специального корреспондента “Новой газеты” Андрея Сухотина, являются коммерческие конфликты и “неумение прогибаться”. А поводом для этого стал “ни с кем не согласованный приход в дагестанскую политику”.
Магомедова до сих пор называют «человеком-удачей»: всего за один год его состояние увеличилось десятикратно, преодолев отметку в 700 млн долларов, напоминает автор: “Резкий прирост имущества и свободных денег у Магомедова в бизнес-элите однозначно связывали с кадровыми перестановками в руководстве страны. Дмитрий Медведев, сменив Владимира Путина на посту президента, существенно перераспределил государственный заказ и крупные инвестиционные проекты в пользу тех, кто на этом рынке прежде не был слишком заметным”.
Кремлевским куратором экономических направлений, приглянувшихся главе пока еще малоизвестной группы компаний «Сумма», после избрания нового президента стал Аркадий Дворкович, с которым Магомедов учился в одной группе на экономическом факультете МГУ и некоторое время даже делил одну комнату в университетском общежитии. Однако дальше не все пошло гладко.
Разработка владельца «Суммы» и его ближайшего окружения не прекращалась последние полтора года, сообщает издание со ссылкой на данные источников в ФСБ.
“Именно тогда в дефолтном состоянии оказалась одна из ключевых компаний группы – «Стройновация», которая должна была построить объекты транспортного узла Восточный – Находка в Приморском крае, – рассказывает журналист. – Последние годы компания наращивала государственный заказ, пока размер обязательств не оказался пугающим – по состоянию на минувшую зиму общий объем задолженности «Стройновации» перед бюджетом достиг 120 млрд рублей”.
А ключевой ошибкой Зиявудина Магомедов стала непримиримая позиция в торге за Новороссийский морской торговый порт с главой «Транснефти» Николаем Токаревым. Она и развязала впоследствии руки всем, кто хотел избавиться от бизнесмена. Среди них был вице-премьер Игорь Шувалов. “Шувалов добился исключения ОЗК и других структур Магомедова из межправкомиссии с Китаем. Вместе с «дальневосточным» вице-премьером Трутневым он докладывал президенту, как товарищи из Поднебесной недовольны волокитой по ключевым инвестпроектам, причина которой – действия инвестора, то есть «Суммы», – говорится в статье.
Если коммерческие конфликты и неумение прогибаться стали реальной причиной падения Магомедова, пишет Сухотин, то поводом, пожалуй, правильно считать его ни с кем не согласованный приход в дагестанскую политику, а политика у нас остается запретной территорией даже для самого лояльного бизнеса.
“Магомедов вел переговоры о назначении своих людей в ключевые министерства правительства Республики Дагестан, а также пытался договориться с управлением внутренней политики администрации президента о назначении главой республики своего родственника, депутата Госдумы Умахана Умаханова. В Махачкале он строил мечеть, которая в соответствии с заявленным проектом должна была превзойти главную святыню соседней Чечни. Не успел”, – пишет журналист.
Отдел новостей “МД”