Многие отмечают, что в последнее время террористический фон в республике немного ослаб. Положительная тенденция есть, а риски… все еще остаются. Религиозный экстремизм, подпадание молодежи «под влияние»… Еще одна немаловажная проблема – так называемые конспиративные квартиры. Махачкалинцы сдают в аренду свои дома, квартиры, не требуя от жильцов «адресов, паролей, явок». И то, что их квартирант оказался членом НВФ, узнают только после контртеррористической операции. Ключ к решению проблемы – профилактика, и заниматься ею нужно всем, считает заместитель главы администрации Советского района Махачкалы по безопасности Сабир Юсупов.
ПОСТОЯННАЯ ТЕМА
– Как зам по безопасности наверняка Вы проводите какой-то инструктаж для участковых, что они должны усилить работу в этом направлении, или просите от них отчета?.. Участковые, наверно, должны вести какую-то работу в этом направлении?
– Они обязаны! У нас теснейший контакт с полицией. Месяц назад я вместе с главой района, начальником отдела полиции по Советскому району, со всем составом участковой полиции провел инструктаж. Это был долгий, почти часовой разговор на эту тему. Была затронута проблема наркомании, преступности, экстремистских настроений, миграции населения в город. Именно о тех людях, кого мы должны выявлять, о ком должны получать информацию. У участковых по этой проблеме уже есть хорошие наработки. К ним поступает информация от населения.
На эти темы мы регулярно проводим беседы. Принимаем непосредственное участие во встречах. По определенному графику участковые выступают с отчетами перед населением о проделанной работе. Поэтому – это постоянная тема.
Соседи могут друг друга вообще даже не видеть. Жильцы конспиративных квартир могут рано уходить, поздно приходить – и никто их не замечает. Подобные случаи были много раз. Работая в структуре правоохранительных органов, я многое видел и знаю эту проблему изнутри.
У нас есть Отдел по работе с населением администрации Советского района, председатель квартальных комитетов. Привлекаем руководителей ТСЖ, управляющих компаний, чтобы получать информацию о людях, живущих в домах, находящихся в их ведении. Глав поселков привлекаем к решению этой проблемы.
Самая уязвимая среда, подверженная риску, – это молодежь. Особенно та, что приезжает в Махачкалу учиться из сел. Поэтому у нас теснейший контакт с руководителями вузов, ссузов, с деканатами, заместителями деканов по воспитательной работе. Стараемся как можно чаще проводить встречи в учебных заведениях, говорить об этой проблеме. К чему приводит, когда мы упускаем из виду молодежь, можно увидеть на примере того, что творится в мире, в арабских странах. Есть люди, которые тайно уезжают на Ближний Восток (у нас есть такая информация). Они же могут вернуться обратно и привлекать людей к экстремистской деятельности. Хотя эта работа, конечно, ведется не на пять с плюсом, но мы стараемся в первую очередь найти понимание у населения. Опять-таки в этом плане мы тесно сотрудничаем с Духовным управлением, имамами мечетей. Проводим беседы на различных площадках и аудиториях. Буквально недавно проводили встречу в школе №7. Собрали сорок директоров школ. Приглашаем на подобные встречи сотрудников прокуратуры, МВД, ДУМД.
Наша основная цель – чтобы люди поняли, к чему приводит, скажем так, «отход от правильной линии». Радует, что мы находим понимание. Но работать необходимо всем.
УЧАСТКОВЫХ НЕ ХВАТАЕТ
– На что жалуются участковые? Что мешает им выявлять на своих участках членов НВФ, людей, скажем так, «симпатизирующих» или «потенциальных»?
– Нагрузка на работе. Всем известно, что буквально недавно в городе произошли сокращения по линии МВД, в том числе состава участковой службы, что, конечно, негативно отражается на их работе. Мы и так нуждаемся в большем числе сотрудников, а их становится меньше. Попали под сокращение более тридцати сотрудников именно участковой службы по городу Махачкале. Из них 10-12 человек по Советскому району. Это большая цифра.
– Есть статистика, сколько жителей приходится на одного участкового?
– Согласно приказу, регламентирующему работу участковой службы, один участковый в городской местности должен обслуживать 3-3,5 тысячи человек. Участковых, исходя из масштабов города, и так не хватало. Их было мало. А в результате сокращений эти цифры в разы увеличились.
ИЩУТ ЛЮБЫЕ ЛАЗЕЙКИ
– В криминальных сводках часто фигурирует поселок Семендер, относящийся к Кировскому району. Это такая уже сложившаяся нехорошая закономерность, к сожалению. В Советском районе есть такие «уязвимые места»?
– Членам НВФ там просто удобно жить, потому что в случае чего оттуда легче всего уехать. Еще немаловажный фактор – снимающему квартиру или дом ведь удобно снять там, где больше гарантий, что он останется незамеченным. К тому же в Семендере было много строящихся или только-только достроенных, еще незаселенных домов, или пустующих домов, хозяева которых уехали куда-то на заработки. Так что говорить, что экстремизм – это проблема какого-то определенного места или поселка нельзя. Были же боевики, обезвреженные на Орджоникидзе, Казбекова, Попова, Седова. Это центральная часть города.
– Но все же есть улицы или кварталы в Вашем районе, где, по статистике (случайно или нет), проводится больше контртеррористических операций, например?
– Удобнее им располагаться, конечно, в частном секторе, на окраинах, вдали от людских взоров. Но чтобы сказать, что они селятся где-то компактно… Нет. Снимать квартиры и дома они могут где угодно. Они ищут любые лазейки, чтобы выжить.
Во многом благодаря усилиям полиции, прокуратуры, ФСБ, сейчас, слава Богу, стало меньше противоправных и террористических актов на улицах города. Наряду с системной работой по выявлению экстремизма, немаловажно параллельно вести и профилактику экстремизма и терроризма среди населения. Это борьба. Если мы полностью не выбьем эту почву, у нас не будет нормальной жизни.
ВОСПИТЫВАТЬ, ПОКА НЕ ПОЗДНО
– Раньше в многоквартирных домах, общежитиях были вахтеры, консьержи, то есть в доме был человек, который знал, кто когда вышел из дома, когда вернулся, заселился, выселился…
– Можно много говорить на тему, как было раньше. При коммунистах такой проблемы вообще никогда бы не было, потому что это был совсем другой общественный строй. Сейчас многое поменялось, об этом часто пишут, говорят. Просто, знаете, ключ к решению проблемы один – профилактика. Родителям нужно плотнее общаться с преподавателями, с теми людьми, которые включены в работу с их детьми. Проще говоря, нужно больше внимания уделять их воспитанию, а не отпускать на произвол судьбы. Я часто повторяю эту фразу: пропавшую курицу, ягненка, теленка люди ищут. Почему детей не ищут?! Почему в вечернее время дети, подростки на улицах? Во «взрослых местах», так скажем. Совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, гражданскими активистами полиция проводит рейды по выявлению детей, болтающихся непонятно где и с кем. Это контингент, предоставленный сам себе. Нужно возрождать детские кружки, футбольные поля, детские площадки. Думаю, в программу социального развития Махачкалы на ближайшие годы подобные объекты будут включены. Нужно привлекать детей, молодежь к спорту. Есть такие энтузиасты, которые собирают вокруг себя детей. Такие старания есть, но пока, видимо, они недостаточны. Дети, какими бы они ни были, это дети, и их нужно воспитывать, пока не поздно. У детей не должно быть свободного времени. На занятиях их должны контролировать учителя и преподаватели, дома – родители. И все будет нормально. В Тарках и других поселках, находящихся на территории Советского района Махачкалы, проводится большая работа с молодежью, мы на постоянной основе проводим там совместно встречи, беседы с молодежью. У них есть свои активисты, молодые ребята, которые следят за поселковой молодежью, вовлекают их в позитивное русло.
– Призывать граждан проявлять бдительность – тоже часть профилактики…
– Безусловно. Кто-то приезжает в город, чтобы заработать кусок хлеба, а кто-то – не с лучшими намерениями. Если какая-то квартира рядом с вами пустует долгое время, нужно обратить внимание, почему она пустует. Или если в квартире свет загорается только вечером… Надо быть крайне бдительными. Участковые раздают жителям свои визитки, у многих они есть. Если что-то вызывает подозрения, нужно информировать участкового.
Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что в работу должны включаться все. Она должна вестись непрерывно. Встреч, выступлений, профилактических бесед много не бывает. Мы регулярно проводим мероприятия, в том числе и приуроченные к определенным датам. К примеру, мы провели немало встреч с населением, молодежью, приуроченных к 15-летию ликвидации бандформирований на территории Дагестана. Это очень важная дата и важное событие в новейшей истории Дагестана, тем более в свете событий последних лет. Мы многое пережили, такое не должно повториться. И противодействовать этому должны мы все.
Бэла Боярова