Я не трус, но я боюсь. Почему учителя не ищут защиту в профкоме
Дагестанский профсоюз работников образования утверждает, что у него имеются все ресурсы для защиты прав педагогов. Но есть проблема. Часто люди хотят защиты своих прав, даже не представляясь, из-за чего защищать их становится невозможным. Объяснение этому есть. Учителя, как рассказали корреспонденту «Молодежки», боятся давления. А сами работники профсоюза сталкиваются с сокрытием информации со стороны администраций школ. Особенно информации о распределении стимулирующих выплат.
98,2% людей, задействованных в сфере образования Дагестана, по словам председателя Дагестанской республиканской организации Общероссийского профсоюза образования Магомеда Амиродинова (далее ДРО), являются членами профсоюза. В его структуру входят первичные профсоюзные организации (к примеру, школьный профсоюзный комитет), территориальные (районные, городские). Отчисляя 1% от своей зарплаты, члены профсоюза формируют его бюджет: 45% членских взносов, по словам председателя ДРО, остаются в первичной организации, 25% отчисляется районным и городским, 15% – республиканской, 5% – общероссийской, 1% – фонду «Педагоги Дагестана», 5% – на функционирование газеты «Голос профсоюза образования», 4% – Дагестанскому республиканскому союзу организаций профсоюзов (ДР СОП).
Эти средства позволяют обеспечивать работу специалистов профсоюза по защите социально-экономических интересов работников образования, в том числе в судах.
Безымянные письма
Для того чтобы добиться успеха в защите своих прав, говорит Амиродинов, нужно защищаться законными методами и не бояться. Сокращение стимулирующих выплат, несвоевременная выплата зарплаты, незаконное увольнение, чрезмерная нагрузка, грубое и неуважительное отношение со стороны работодателя – неполный перечень жалоб и обращений, которые поступают в профсоюз на разных его уровнях.
Часто эти жалобы и обращения обезличены. «Звонят, просят помочь, даже не представляясь. Я прошу назвать имя, образовательную организацию, район. Спрашивают: «А это зачем?» Объясняю: «Я хочу вам помочь. Но я вас не видел, не знаю, как я могу помочь?» К великому сожалению, боятся. Я полушутя-полусерьезно говорю: в 1861 году царем отменено крепостное право. Хотя у нас в Дагестане крепостного права не было, в душах людей оно поселилось. Не могут его вывести», – рассказывает Амиродинов.
Не хотят называться иногда и те, кто приходит лично. Амиродинов рассказал об одном из последних случаев, когда в профсоюз пришли женщины с заявлением на несправедливое решение по конкурсу с денежным вознаграждением учителей. Заявление не было подписано. Был указан человек, который «нечестно поступил», но тех, с кем именно несправедливо поступили, заявители не указали.
«Я сказал, что пойду до конца, если сведения в заявлении правдивы. Спрашиваю: «Вы насколько готовы пойти?» Молчат. Имя даже не говорят. С бумагой без подписи что я смогу сделать?» – говорит Амиродинов.
Оставлять анонимные обращения учителей заставляет страх увольнения, снижения нагрузки, давление со стороны администрации школы, на которую, в свою очередь, может давить администрация города или района. Присутствие давления на решивших защитить свои права подтверждают и руководители школьных профкомов. Но даже они не готовы в открытую давать комментарии СМИ. Профсоюзный лидер одной из школ Каспийска согласился дать комментарий «Молодежке» на условиях анонимности.
«У нас, например, было такое. Пишут работники школы письмо в профсоюз. Об этом узнает директор и вызывает людей, чьи подписи стоят в письме, в результате они отказываются от своих подписей. Я им говорю: «Это как? Почему вы такое делаете?!» Ссылаются на руководство. А руководство почему? Потому что на них тоже наседают, никому не нужны недовольные. Учителя могут спугнуть, сказав, например: «Вот придут проверки, из-за тебя школу начнут проверять». Поэтому не хотят в это ввязываться», – рассказала профком, пожелав не указывать ее имени.
«Защита» информации
Мы поинтересовались у Амиродинова, может ли он сказать, что часто председателем школьного профкома выбирают человека, который лоялен к руководству.
«Отвечая на ваш вопрос, скажу: вполне возможно. И, мне кажется, процент большой. Директор заранее определяет, кто будет председателем профкома, и будет стараться, чтобы избрали его. Ему на два-три часа больше дадут, я такое допускаю, стимулирующих побольше пообещают, чтобы он не поднимал проблемы», – ответил руководитель ДРО. Говоря «на два-три часа больше», собеседник имеет в виду больше уроков. Учителя берут больше часов, чтобы увеличить таким образом свою маленькую зарплату.
Председатели территориальных организаций профсоюза, по мнению Амиродинова, независимее председателей первичного звена, и, несмотря на то, что их рабочее место находится в управлении образования или здании муниципальной администрации, – они освобожденные, то есть не являются основными работниками в организациях образования. Но иногда и территориальные председатели могут умалчивать проблему.
«Приходит жалоба, мы едем проверить. Если подтвердилась, спрашиваю председателя районной, председателя первичной, почему они молчат, раз у них проблемы. Мне делают плохо, мне что-то недодают, я что, раб, чтобы молчать?
Если есть зацепка, нас отцепить невозможно. Главное, чтобы учитель не отступил», – говорит Амиродинов.
При необходимости руководитель профсоюза может запросить у работодателя любую информацию по социально-трудовым вопросам. Собеседники «Молодежки» отметили, что нечасто работодатели, а в данном случае администрации школ, эту информацию предоставляют. Особенно это касается информации о распределении стимулирующих выплат. Отметим, жалобы школ на странности со стимулирующими в Дагестане поступают в течение всего года.
«У каждой школы есть фонд оплаты труда. И распоряжается этим фондом директор, исходя из категорий, заслуг и так далее. Я хоть и председатель профкома школы, но получить сведения о том, как распределяется зарплата, стимулирующие, очень сложно. И это не секрет. За мою активность на меня и давление было, пришли проверять меня как учителя из управления образования. Им, наверное, показалось, что я слишком много выясняю. Оснований для проверок у них не было.
Я много чего могу требовать, но практически… Я, например, должна иметь свой экземпляр коллективного договора, но я не могу его получить. А это документ, который очень многое регламентирует», – рассказала собеседница. Согласно ТК РФ, работников должны ознакомить с этим документом под роспись.
Профсоюзный комитет должен участвовать в распределении стимулирующих в составе комиссии, чтобы контролировать справедливость распределения. Администрация школы не может устанавливать их единолично. К сожалению, отмечают собеседники издания, не редкость, когда при распределении председатели профкомов отсутствуют. Администрация школы может не ставить их в известность.
Стимулирующими, отмечает Амиродинов, иногда злоупотребляют. Информацию о них, подтвердил он, могут от профсоюза скрыть.
Идти на конфликт с руководством руководителям первичных организаций, по словам Амиродинова, не нужно, не нужно и «создавать в школе оппозицию», «баламутить людей», нужно «целенаправленно решать образовавшиеся проблемы за столом переговоров». Именно поэтому, подчеркивает он, председатель организации профсоюза должен быть коммуникабельным, грамотным.
«Вот председатель к директору пришел и говорит: «Магомед, я не пришел над тобой командовать. Я не оппозиция тебе, мы социальные партнеры, вот закон требует… Завтра, если кто-то придет проверит, тебя же наказывать будут за это». Если так не получается, председатель может действовать по-другому, но не переводя ситуацию в конфликт… Не получается справиться самостоятельно – можно обратиться к председателю территориальной и региональной организации», – обрисовал собеседник желательный вариант взаимодействия председателя профкома с директором школы.
Социальное партнерство, как указано на сайте Общероссийского профсоюза образования, – это сотрудничество работников и работодателей на равных. В основе таких отношений – диалог сторон, учет интересов друг друга. Явление очень позитивное. Но нечасто взаимоотношения первичного профсоюза и администрации школ выглядят по-партнерски. Это корреспондент понял, в том числе, и по беседам с представителями разных уровней профсоюзов.
Если профком принципиален и независим, есть возможность препятствовать нарушениям или устранять их на уровне школы.
«В этом году у нас пройдут выборы в первичных, районных, городских профсоюзных организациях. Хочу обратиться ко всем членам профсоюза: выберите грамотного и принципиального лидера!» – призвал Амиродинов.
Амина Магомедова