Собкор «МД» посетила Международный авиасалон МАКС-2017
И узнала, что «МиГ» — очень устойчивая единица прошлого, настоящего и будущего времени, «Сухой» — самое настоящее существительное, а хороший «штопор» открывает вовсе не бутылки, а небо.
It’s wonderful!
Его создатель и почетный президент МАКСа – Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев. Он с гордостью говорит, что традиция проведения Международного авиакосмического салона отметила в этом году четверть века. «Первый авиасалон на территории СССР прошел в 1989 году в Махачкале. И именно оттуда пошло путешествие большого авиасалона по стране. Я пошел тогда к вице-президенту России Александру Руцкому и сказал, что нужна помощь. Надо «открыть» город Жуковский – он был закрытым. Нужно было «открыть», частично рассекретить научный институт, чтобы войти на территорию города. Была бумажная волокита, вопросы от госбезопасности, от военных, но мы открыли МАКС. И теперь это самый сильный авиакосмический салон во всём мире», – делится Толбоев.
Спрашиваю о новинках, которые представлены в этом году. «“МиГ-35” – на вид ничем не отличается от «МиГ-29», но это только снаружи. На самом деле это современнейший самолет другого типа. Здесь же «Т-50», который впервые поучаствует в «воздушных боях». Это пятое поколение самолетов. Из европейских – «Airbus А350», новейший самолет Европы», – рассказывает Магомед Омарович.
На аэродроме Летно-исследовательского института имени М. М. Громова свою продукцию и технологии представляют почти 700 компаний и организаций, из них более 520 – российские. На статической стоянке — 116 воздушных судов и 18 летательных аппаратов Воздушно-космических сил России. Около 90 машин принимают участие в летной программе.
Небо начинается с земли
Московский и Казанский авиационные институты, Центральный НИИ ВВС, ЛИИ имени Громова и другие учебные и научные заведения ведут постоянные разработки и работу по модернизации разных механизмов бортов.
Так, МАИ презентовал линейку космических двигателей: высокочастотный ионный, стационарный плазменный двигатель и ионный плазменный. А также миниатюрный турбореактивный мотор для беспилотных летательных аппаратов.
На открытой площадке перед павильоном «Вузовская наука» – самолёты МАИ: ультралёгкий одноместный самолёт «Фермер» студенческого конструкторского бюро «Океан» и знаменитый самолёт МАИ-223 «Китёнок», разработанный специальным КБ экспериментального самолётостроения института. В этом году «Китёнок» оснастят водородным двигателем для проведения лётных испытаний. ЛИИ имени Громова представил летающую лабораторию «ИЛ-76ЛЛ», предназначенную для испытания авиационных двигателей.
Увидеть «МиГ» и…
Издалека заметен и хорошо узнаваем массово производимый в стране гражданский ближнемагистральный лайнер «Сухой Суперджет 100». Его главный потребитель – «Аэрофлот». В первый день авиасалона был подписан контракт на поставку 20 самолетов SSJ100.
Но ОКБ «Сухой» — это не только гражданская, но и военная авиация. В течение почти всех дней авиасалона в воздушном шоу был представлен уже упомянутый «Т-50» — российский многофункциональный истребитель пятого поколения. Он совершил с тремя промежуточными посадками перелет из Комсомольска-на-Амуре, где на авиационном заводе имени Гагарина производство этих самолетов ведется под грифом «совершенно секретно».
«Су-34» и «Су-35С» – российские сверхманевренные многоцелевые истребители поколения «4++». «Тридцать пятый» зрители авиашоу прозвали за маневренность «Богом в небе».
Но моё сердце покорил «МиГ-35», самолет-истребитель поколения «4++». Он заменит «МиГ-29» и будет использоваться не только ВВС России, но и странами-партнерами. Привлекательный фюзеляж, проверенный временем корпус и двигатель, но главное – улучшенные дальность, маневренность, датчики и вооружение. «МиГ-35» – самый настоящий любимец публики, возле его стенда не бывает безлюдно.
Я два дня ходила на него смотреть как кот на сметану и, в конце концов, применила все свои чары, чтобы суровые военные, следящие за безопасностью, пустили меня сфотографироваться и рассмотреть «МиГ».
Шале гостеприимства
«Малая авиация очень важна сейчас, особенно для Кавказа и других регионов. Нужны местные авиалинии. Мы вообще отстали по этому направлению. Нужно развивать сервис, аэродромы, прием и посадку людей, в том числе за счет частных средств», – говорит Магомед Толбоев в шале павильона Кизлярского электромеханического завода.
Ибрагим Ахматов, генеральный директор КЭМЗа, неспешно рассказывает: «У нас большой ассортимент, но главное, чем мы занимались долгие годы – средства контроля летательных аппаратов для проверки двигателей боевых самолетов. Еще мы выпускаем катапультные устройства и балочные держатели, крайне востребованные ВВС России. Но самое удачное наше изобретение – это «МАИ 411». Мы надеемся, он будет изготавливаться полностью из российских комплектующих. Сейчас у него иностранный двигатель – это единственная, хоть и главная, импортная деталь».
Но не только мечтами живет шале КЭМЗа на МАКСе-2017. Подписываются договоры, ведутся переговоры, а еще часто заходят гости – коллеги из других корпораций, журналисты. Всех угощают вкусным чаем в лучших дагестанских традициях.
«Будущее у нашей гражданской авиации есть и будет, но мы «потеряли» 20 лет. В 90-х годах авиацию убивали, а с приходом президента Путина она стала развиваться», – подвел итог Магомед Толбоев.
Виражи международного масштаба
Летная программа – это отдельная часть авиасалона. Рёв двигателей, взмах крыльев, блеск металла и крутые виражи – супершоу!
«Штопор» (полет по спирали с одновременным вращением самолета вдоль фюзеляжа), «колокол» (взлет и остановка в воздухе носом вверх с последующим опрокидыванием назад — носом вниз), «кобру» (выход на закритические углы атаки – когда нос в полете запрокидывается на 110 градусов) в небе МАКСа все посетители наблюдают с замиранием сердца.
Полеты «Су-35С» от американских гостей получили прозвище show-stopper, так как все посетители и участники буквально замирали, глядя в небо. Один из самолетов пилотирует начальник лётной службы компании «Сухой», заслуженный лётчик-испытатель, Герой России, мастер спорта международного класса по самолетному спорту Юрий Ващук. Видела его в конгресс-центре. Пришел послушать выступления про малую авиацию. Сидел скромно, улыбался, а потом заторопился: «У меня скоро летная программа». Но что он творит в небе! Такие виражи, что захватывает дух!
Но все зрители с замиранием сердца ждали ЕГО. «T-50». За штурвалом – Герой России, летчик-испытатель Сергей Богдан, который налетал на истребителях 5600 часов и первым поднял в воздух истребитель 5-го поколения. «Т-50» летал как одиночно, так и сборным строем с «сушками» и не оставил никого равнодушным.
«Вот и всё, что было…
Вот и всё, что было, –
Ты как хочешь это назови:
Для кого-то – просто –
лётная погода,
А ведь это проводы любви…» – в наушниках старая песня, а на глазах – слезы, потому что за время проведения салона авиация стала любовью навсегда.
Мария МАЛОВА