Если взглянуть на статистику, то получается безрадостная картина: каждый в среднем за жизнь сдает по 150 — 300 экзаменов. Основную часть в молодости. А каждый экзамен – это стресс. Медики утверждают, что такие эмоциональные перегрузки усугубляют риск заболеваний, в том числе и раком.
Взяться за эту статью меня заставил случай. На автобусной остановке встретила знакомую: этакую откормленную мамашу, причем очень недовольную жизнью. Она, не скрывая своего возмущения, почти кричала. Из ее воплей я поняла, что ее дочь работает на стройке штукатуром, а в конторе её сверстницы сидят в кабинетах в тепле, уюте и с утра до вечера пьют чаи. Я, выслушав ее негодование по поводу несправедливости и несовершенства жизни, тоже завелась.
— Что окончила твоя дочь? – накинулась я на неё.
— Среднюю школу, — не понимая, к чему я клоню, раздраженно ответила знакомая.
— Вот то-то и оно, — взвилась я, вспомнив, как моя дочь, стараясь получать повышенную стипендию, училась в университете так, что падала в обмороки. Активно занималась общественной работой, защищала честь учебного заведения на фестивалях, олимпиадах.
У неё красный диплом, но он дался ей так тяжело, что до сих пор, вспоминая о годах учебы в вузе, у неё и у нас, родителей, холодеет внутри.
Принято считать, что отличники в жизни менее успешны, чем троечники: у тех и нервы в порядке, и сердце не надорвано, и дела идут как бы сами собой. Одним словом, хорошо устроенная голова лучше, чем до отказа наполненная знаниями.
Кому нужны тогда такие мучения? Разве преподаватель, проработавший со студентами семестр, не знает, кто и чего стоит? Или он так наивен, что полагает, будто можно весь материал освоить за несколько дней перед экзаменом? Как он проверяет знания своих студентов? По-разному, но чаще экзамен напоминает экзекуцию. Не поэтому ли он берет взятку?
Помните монолог Аркадия Райкина, говорившего молодому специалисту: «А теперь забудь всё то, чему тебя учили в институте…» Память, механически и искусственно накаченная информацией в короткие сроки, так же быстро её опустошает. К тому же, экзамен – урок несправедливости, субъективности, произвола, поскольку никем и нигде не регламентирован сам его процесс и критерии.
Вспоминаю свою молодость. Я ходила беременная и, чтобы не отстать на целый год от своих однокурсников, решила сдать экзамены наперёд. Старославянский язык я сдавала три раза. Преподаватель – одинокий и вечно ворчливый стареющий мужчина, буквально ненавидел студентов, но обожал свой предмет. Мои преподаватели просили его сжалиться надо мной, готовой вот-вот родить на экзамене от страха и нервного напряжения, но тот зло говорил: «Меня её роды не волнуют».
Я сдала этот экзамен, буквально вызубрив предмет. А что толку?
Не зря же умные люди говорят, что нельзя научиться у того, кого не любишь. Мы не любили преподавателя и не любили его лекции.
Конечно, знания необходимо проверять. Но каким образом? Профессор Юрий Маленков утверждает, что проверка знаний должна быть объективным подведением итога систематической работы студента. Прежде всего требуется оценить уровень мышления студента. Выявить его способность самостоятельно, а не переписывать учебники – создавать новое, подходить к решению заданий творчески. Лишь тогда из вуза выйдет специалист нужный обществу.
Недавно мой знакомый правозащитник Александр Никитин побывал в Дании. И был потрясен тем, как обучают там школьников. Еще в начале века просветитель Ушинский утверждал, что детей надобно учить не только буквами, но прежде всего цифрами. В нашей стране это не получило нужной поддержки, а в западных странах этим живут.
Александр Никитин, посетивший школу в Дании, удивился тому, что там любой шестиклассник способен составить бизнес-план любого предприятия. Скажем, я решила открыть свою типографию. Могу подойти к любому школьнику, и он начнет меня расспрашивать: есть ли у меня начальный капитал для открытия типографии, если нет, то в каком банке я планирую взять кредит, на какой срок, собираюсь ли арендовать здание или же хочу его приобрести и все в таком духе. Получив нужную информацию, школьник-датчанин через неделю распишет весь план и каждый шаг предпринимателя. А у нас, чтобы открыть свое дело, нужно быть семи пядей во лбу и при этом «учиться, учиться и еще раз учиться», где придется, и чаще — у жизни.
Профессор Юрий Маленков был приглашен в Германию поучаствовать в выпускной деловой игре в школе менеджеров. Обучение там длилось полтора года, вместо выпускного экзамена — игра, выявляющая способность будущего специалиста успешно конкурировать с представителями других компаний. Даже проигравшие в этой игре были довольны тому, что научились проигрывать… в игре, а не в жизни.
У моей знакомой дочь учится в Америке. Проучившись несколько лет, она в разные крупные компании отправила, как сейчас принято, свое резюме. Не знаю, что она о себе там написала, но только все три компании за неё ухватились, так сказать, мертвой хваткой. И устроили настоящие торги. Одна из компаний ей предложила такую высокую зарплату, если только она согласится у них работать, что даже не верится в такое счастье. Мало того, компания выплачивает ей стипендию, таким образом старается заманить к себе.
За рубежом ведущие фирмы заранее «приглядывают» себе кадры среди студентов и не просто ждут, когда те окончат вуз, а поддерживают материально, финансируя нужные фирме исследовательские работы, которые и являются экзаменами для будущего специалиста.
Бывая в судах, не перестаю удивляться тому факту: отчего студенты юридических вузов не проходят практику, заменяя судебных заседателей. Обычно судебных заседателей в народе называют «кивалами», так как те плохо разбираются в юридических тонкостях и чаще всего поддакивают судьям.
В моей журналистской практике был случай, когда на меня подали в суд чиновники от министерства образования за негативную публикацию об их работе. Я и редакция, опубликовавшая эту статью, выиграла судебный процесс, благодаря судебным заседателям, они встали на мою защиту, несмотря на давление на судью со стороны чиновников от министерства. Если бы в судах заседали студенты–юристы, то судьям пришлось бы туго, и справедливое решение выносилось бы чаще, чем это происходит сегодня.
А у нас, к сожалению, таланты остаются невостребованными…
Но вернемся к началу разговора о «несправедливости жизни». Да, моя дочь относится к тем экономистам, «пьющим чаи в тепле», которыми возмущается знакомая. Но я-то уж точно знаю, что каждый поход только к налоговому инспектору – это такой стресс, такой экзамен, куда без успокоительных таблеток лучше не ходить. Также знаю, что дочь ночами сидит у компьютера, выискивая из Интернета новые пояснения к законодательствам, которые чуть ли не каждый день меняются и дополняются.
Да, мы каждый день сдаём экзамены, в том числе и на порядочность, и на терпимость, а это, наверное, сложнее, чем просто экзамены в учебном заведении. По таланту да воздастся. Эх, если бы было так!
Вера Львова