«Народная дипломатия в профилактике конфликтов среди студентов Республики Дагестан и Ставрополья: новые подходы» — такое название носило мероприятие, которое состоялось 30 июня в Доме дружбы.
Его организаторами выступили некоммерческое партнерство «Толеранс» совместно с Дагестанским региональным отделением Общенародного фронта России. Они реализуют проект, направленный на снижение уровня конфликтности между местными студентами и уроженцами нашей республики в Ставропольском крае. Полномочное представительство РД в Ставропольском крае совместно с Молодежной организацией народов Дагестана в Ставрополье проводит систематическую и целенаправленную работу по укреплению межнационального согласия, особенно в студенческой среде.
Модератором общения стал руководитель «Толеранса» Абсалитдин Мурзаев. Участие в круглом столе приняли представители Министерства по национальной политике РД, общественных организаций, учебных заведений, СМИ и т. д.
Участникам было сообщено, что в рамках проекта обобщен и тиражирован накопленный им опыт и на этой основе разработана новая технология профилактики студенческих конфликтов с этнической окраской. Подготовлены к изданию и распространению брошюра для студентов- дагестанцев «Жизнь за пределами малой родины». Проведены встречи знатных людей республики со студентами-дагестанцами в Ставрополе и Пятигорске, Кисловодске и Нефтекумске. Проект осуществляется при активном участии журналистов республики и края. Также координатором проекта по Бабаюртовскому району проведены встречи с выпускниками школ, изъявившими желание обучаться в учебных заведениях Ставропольского края.
Впрочем, в ходе общения тематика обсуждения вышла за рамки «дагестано-ставропольского» вопроса. Проблемы образования, коррупции, этики, диалога старших и младших, религиозная тематика, участие верующих в социальных делах – это не полный перечень затронутых вопросов.
На круглом столе было отмечено, что диалог возможен и необходим. В частности, в известной плоскости «религиозные – светские». Кстати, религиозность ведь не ограничивается только столпами поклонения. В широком смысле поклонение в Исламе – это совершение всех дел, которыми Господь доволен, и воздержание от всего запрещенного Им. Верующий человек может изучать, к примеру, инженерное дело, строить дома, возводить мосты и дороги, сеять хлеб, учить языки, лечить людей и в целом участвовать в делах общества. Для верующего важно правильное намерение в делах – приносить пользу людям, зарабатывать пропитание для своей семьи и всё это совершать с целью довольства Всевышнего.
Конечно, там есть свои дополнительные уточнения: не все виды труда и заработка (как и проведения отдыха и досуга) дозволены по нормам Ислама. Но в целом множество полезных профессий открыто для верующих людей.
Была затронута и другая проблематика – конфликтность и отсутствие взаимопонимания между людьми. Причем нередко в роли старающихся совершать наставления выступают молодые люди (более или менее удачно). А вот некоторые представители поколения постарше воспринимают подобные попытки в штыки, не скрывая своей болезненной реакции. Воспитанные и личностно сформировавшиеся еще в советский период, они с непониманием относятся к такому стилю мышления и поведения: что, оказывается, не только соблюдая отдельные традиции, но и в целом во всех своих текущих повседневных делах, в самом образе жизни нужно стараться не согрешить, не нарушить нормы религии Творца. И что религия – это больше, чем два праздника в году и ритуалы погребения усопших родственников.
И снова прозвучала необходимость правильного намерения в делах мусульман. Всегда ли конкретный человек (который взялся просвещать, проповедовать) руководствуется хорошим мотивом? Не идет ли он на поводу у своей личной грубости и агрессии? Грамотно ли он по нормам ислама делится своими знаниями? Умеет ли он воздержаться от вспыльчивости и резкости, если собеседник не сразу понял и согласился с ним? И соблюдает ли он известные принципы религиозного призыва – мудрость, доброе увещевание? Возникает и попутный вопрос: насколько этот человек в своем собственном поведении ассоциируется с исламскими ценностями?
Если мусульмане будут правильно делать это по исламу, многие проблемы впоследствии решатся, — подытожил эту часть дискуссии Абсалитдин Мурзаев.
В другой «ветке» общения был обсужден и такой вопрос: насколько «культурный» (в значении – не понаслышке знакомый с произведениями мирового искусства) человек «обезопашен» от совершения злодеяний. Прозвучало мнение, что это лучший вариант. Последовало возражение: разве среди злодеев не было культурных в этом смысле людей? Тот же лидер нацистской Германии Гитлер читал без перевода по-французски и по-английски, любил музыку Вагнера и фортепианные сонаты Бетховена, писал картины (и они продавались), поступал в Венскую художественную академию, утверждал, что, по словам ректора, у него имелись способности к архитектуре, общался с киноактерами – и?
Далее идет выход на более сложные вопросы: разве не способен культурный в этом смысле человек стать жертвой собственных страстей, амбиций, тщеславия и ложных мировоззренческих идей? Не выступают ли в этом плане «конкурентами» культурности здоровая нравственность и искренняя богобоязненность – именно как регуляторы мотивов поведения человека. И тут взгляды, судя по всему, разошлись.
В целом в ходе круглого стола состоялся интересный разговор, неким девизом которого стали слова проректора Института народного хозяйства Магомеда Магомедова «говорить то, что думаешь». Сам он согласился, что некоторые выходки дагестанских молодых людей в российских городах не имеют оправдания. Но Магомед Гаджиевич категорически против разыгрывания антикавказской истерии на этой почве. В своей речи он затронул тему дагестанской самобытности и межнациональных отношений.
Хамзат ХАМЗАТОВ