«Красивее моря могут быть только горы, но и они у нас есть», — так вторил Абуталиб отцу Расула Гамзатова в поэме «Мой Дагестан». Спустя много лет и по сей день эти величайшие красоты кавказского края привлекают самых искушенных туристов не только России, но и всего мира. «Интересно, но опасно», — к сожалению, такие мысли тормозят многих, мечтающих посетить республику.
Чтобы понять, на каком уровне находится туризм в Дагестане, я поспешила договориться о встрече с председателем Комитета по туризму РД Магомедом Исаевым.
Первый вопрос, который не мог меня не интересовать:
— На каком уровне находится туризм в республике в настоящее время?
— Уровень туризма перевести на баллы невозможно. На 5 — 6 процентов увеличился приток туристов, но не только в республику, такие показатели и по всей России. Только Санкт-Петербург и Москва могут похвастаться достаточным притоком туристов. Россия может принимать 56 — 60 млн туристов ежегодно, но сегодня это 1 — 2 млн максимум. Благодаря Министерству культуры, Ростуризму и политике республики Дагестан есть тенденция развития туризма у нас и по России в целом.
Те, кто хоть раз побывал в нашей республике, приезжают во второй раз уже без приглашения. Климат, сочетание разной высоты гор для экстремального туризма, а также развитие этнокультурных маршрутов. Для Дагестана это особый подарок — более 40 национальностей проживают на наших территориях со своими обычаями и традициями, поэтому и туристам, и исследователям есть на что посмотреть и изучать.
Самый глубокий каньон – Чиркейский — находится на нашей территории. Протяженность моря по территории республики составляет 535 км. Более половины инфраструктуры прибрежной полосы находится, к сожалению, на низком уровне освоения.
— Что мешает ее освоению?
— Военные действия, Чечня. Республика была в изоляции почти 10 лет. Но с приходом Рамазана Гаджимурадовича влияние инвесторов улучшилось, что способствует улучшению обстановки на прибрежной полосе. Инвестиционный проект «Матлас» Хунзахского района предполагает создание крупного горнолыжного курорта. Аэропорт был передан во владение Сулейману Керимову и в скором времени будет соответствовать всем мировым стандартам.
— Какой должна быть средняя цена билета «Москва — Махачкала»?
— 3,5 — 4 тыс. рублей.
— Пробыв в республике неделю, я выделила 3 основных фактора, мешающих привлечению туристов. Это — сервис, безопасность и ценовая политика перевозчиков. Хотела бы от вас услышать комментарии по уровню их реализации в Дагестане.
— Касаемо сервиса могу сказать, что у нас ведется хорошее обучение в РГУТиСе, а также открыт факультет туризма и сервиса во всех вузах республики. Факультеты отправляют студентов на стажировку в Болгарию, Испанию, Грецию. Есть соглашение со Ставропольским аграрным университетом.
Относительно безопасности я всегда говорю так:
в арабские страны многие ездят отдыхать, хоть порой бывает и опасно, кто-то не возвращается. У нас туристов-гостей никто не трогает. Гость — это самый главный человек.
Что касается цен, они связаны с восстановлением аэропорта. Нужно восстановить взлетно-посадочную полосу, чтобы «боинги» могли нормально приземляться. Появится конкуренция, и, соответственно, снизится цена на билеты. Мне остается только подытожить — правильно выстроенная схема взаимодействия инвесторов и власти будет функционировать. Имидж любого региона — это совокупность многих составляющих, таких как природа, история, обычаи, культура и ментальность населения, развитость инфраструктуры и коммуникации. Перелом ситуации в восприятии туристов в ближайшее время возможен при грамотном информационном сопровождении перспективных мероприятий, таких как летние Кавказские игры и празднование 2000-летия Дербента.
А функция СМИ в данном случае – тиражирование положительного туристического опыта. Я уже начала.
Мария Малова