Традиционно считается, что мужчина дает семье благосостояние и защиту, а женщина — настроение и теплую атмосферу. Так было раньше, в режиме «по умолчанию». Но сегодня мы можем быть сложными, разносторонними, интересными личностями, наши отношения складываются на основании общих интересов и целей, а мужчины и женщины в семье становятся равными партнерами и друзьями.
Семья и отношения: честный договор?
Наталья Ошемкова, психолог, коуч, преподаватель Московского института психоанализа:
— Глобальная тенденция заключается в том, что семья перестала быть реальной необходимостью. Столетие назад женщина практически не могла выжить вне брака. Сейчас женщины в большинстве своем хотят отношений, но они не согласны на «какой-нибудь» вариант. При этом у них есть собственные критерии и представления о том, как это должно быть. Статус замужней женщины уже не дает больших привилегий. Социальное давление в обществе еще сохраняется, но уже не так сильно. Сейчас, условно говоря, ярлык «разведенка» не значит ничего страшного. Это если говорить о больших городах. Чтобы такая ситуация стала возможна, у женщины должна быть возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь. Поэтому в менее крупных городах, где брак все еще нужен для выживания, такой тенденции нет.
Традиционная семья
— При всех изменениях в обществе многие мужчины и женщины по-прежнему выбирают традиционную модель семьи. Но тут появился такой момент: женщины больше не готовы во всем подчиняться мужчине. Когда они говорят, что хотят традиционную семью, они, скорее, имеют в виду разделение ролей: ты будешь зарабатывать деньги, а я — заботиться о детях и домашнем уюте. Фактически это честный договор со специфическими гендерными ролями, где каждый из супругов делает свой вклад, а не один мужчина принимает все решения.
При этом в традиционной семье столетие назад у женщины фактически не было права голоса. Часто в запросе на такой тип отношений у женщин слышится усталость, желание быть за кем-то, а не изначальная заточенность на данную модель. Я в последнее время немало сталкивалась с мусульманками в разных странах — Пакистане, Норвегии, посмотрела, как все это устроено. Похоже, что чем дальше от диаспоры, тем меньше сохраняются эти жесткие культурные паттерны. Они больше меняются на те, которые приняты в том месте, где ты живешь.
«Мы на равных»
Мой знакомый на вопрос, какой, на его взгляд, должна быть идеальная девушка, ответил: «Интересной самостоятельной личностью и лучшим другом».
— Надо понимать, что отношения равенства не про то, что мужчина и женщина должны делать абсолютно одинаковые вещи. Они точно так же могут договориться о разделении труда, но сделают это не по гендерному признаку, а исходя из того, у кого что лучше получается. У меня много примеров семей, где готовят мужчины, потому что они действительно лучше готовят. Бонусы что для мужчин, что для женщин здесь одинаковы: у тебя есть и свобода, и поддержка — человек, на которого можно опереться.
Партнерская семья и экономически гораздо стабильнее. Мы живем в не очень благоприятной финансовой ситуации, и если один из партнеров теряет работу, второй сможет содержать семью. Кроме того, здесь мужчины заботятся о детях вместе с женщинами. Если поколение наших бабушек считало, что мужчину нельзя оставить одного с ребенком, то сейчас все меняется. Для женщин это облегчение, а для мужчин — важная история про контакт с детьми. Они могут принимать участие в воспитании, общаться с ребенком, быть ему примером.
Партнерство — самый крепкий вариант брака в наше время. Психологически люди становятся более андрогинными (сочетают в себе мужские и женские качества. — Прим. авт.). Они не хотят играть роли «настоящих мужиков» и «настоящих женщин», а прислушиваются к тому, что у них внутри. В партнерских отношениях мужчина тоже выигрывает, поскольку он может проявлять свои эмоции, грусть, боль — и рассчитывать на поддержку, а не осуждение.
Феминизм
— Надо понимать, что феминизм — это не матриархат и не отказ от мужчин. В первую очередь это борьба за права женщин. Женщины становятся феминистками по разным причинам, и если там есть личный тяжелый опыт сексуального, физического, психологического, экономического насилия, тогда их борьба может быть более радикальной и агрессивной. Но если брать глобальные тенденции, мы все в той или иной мере страдаем: есть «стеклянный потолок», когда женщина не может подняться выше определенной должности, есть разная оплата труда мужчин и женщин на одинаковых позициях. Некоторые профессии для женщин закрыты совсем, другие для них ограничены. Есть множество двойных стандартов.
Либеральный феминизм в первую очередь — про право на личный выбор и вообще равные права мужчин и женщин. Феминистка может быть в браке и иметь детей, если она так решила, может работать или сидеть дома. Мы можем увидеть партнерскую семью или даже традиционное разделение ролей, но здесь люди честно об этом договорились.
Женщина — глава семьи
— Историй о мужчинах-домохозяевах немного, в нашем обществе это не очень принято. А вот патриархальная семья наоборот — где женщина больше зарабатывает и принимает решения — не редкость. Здесь все зависит от психологического склада мужа и жены. Люди бывают с большими и меньшими лидерскими качествами. В нашей стране есть исторический аспект, когда в войну погибло много мужчин и женщины взяли их обязанности на себя. Им просто пришлось. Женщины выучили эти новые роли, и кому-то это понравилось.
Как на Кавказе?
Генеральный директор АНО «Центр гендерной политики» в Дагестане Хатима Омарова:
— На Кавказе институт семьи имеет несколько тенденций. Традиционная семья с четким разделением обязанностей и ответственности присуща сельскому населению и религиозной молодежи. Партнерская семья присуща больше образованной молодежи, особенно тем, кто живет в больших городах за пределами Кавказа. Модель, где женщина — во главе семьи, в открытом виде здесь неприемлема в силу менталитета, хотя в экономическом плане с началом перестройки мы видим, что именно женщина все чаще становится основным кормильцем в семье.
Тенденция, возникшая в последнее время на Кавказе и в других мусульманских регионах РФ, — полигамия. Это очень сложное как в юридическом, так и в психологическом плане явление. Однако замечу: исследования Сатоси Канадзавы, ученого Лондонской школы экономики и политологии, свидетельствуют, что люди с IQ выше 107 (это высокий уровень средних показателей. — Прим. авт.) считают самой приемлемой формой межполовых отношений моногамию. Никакого женского шовинизма! Чистые факты.
Что дальше?
Илья Маркин, кандидат социологических наук, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова:
— Современный мир стремительно меняется, и женщины часто играют в этом решающую роль. Заплатить за себя в кафе или первой пригласить на свидание — для многих девушек уже норма. Феминизм сыграл в этом свою роль, но не решающую. Наука давно фиксировала размытие гендерных ролей. Современные вестернизированные мужчины приобретают «женские» черты, а женщины, как бы в противовес им, принимают на себя роль лидеров, берущих инициативу в свои руки. И данная стратегия приносит плоды.
Двадцать первый век можно с уверенностью назвать веком великих перемен, которые затрагивают все области нашей жизни. Одним из ключевых изменений стала тотальная победа постмодерна в искусстве и жизни. Но мир развивается неравномерно: можно выделить участки, где культура постмодерна победила всецело, а где только делает первые робкие шаги на пути борьбы с традиционным обществом.
В России полная победа постмодерновой культуры произошла в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге. Молодежь, живущая в этих городах, активнее смотрит на Запад, чем в прошлое, и ищет модели поведения в глобальном мире, а не в мире родителей или бабушек с дедушками. «Так жили наши предки» — для молодежи больше не аргумент. Поэтому логично проводить границу модерна и архаики по географическому признаку.
Кавказ в этом плане гораздо более традиционалистский регион. Здесь все еще сильна власть традиций и традиционные формы семьи (социологи называют ее нуклеарной). Но развитие средств коммуникации приводит к тому, что в далекие горные ущелья добираются современные тенденции. В ближайшие годы мир ждут большие изменения, и Кавказ, как часть мира, будет меняться вместе с ним.
Мария Малова