В Дагестане большое количество национальностей – со своими обычаями, традициями, обрядами. При этом разные народы не живут обособленно, много межнациональных браков. Так, я знаю девушку, наполовину лачку, наполовину даргинку, которая вышла замуж за парня, наполовину аварца, наполовину кумыка, да еще у которого бабушка по папиной линии была чеченкой, а дедушка по маминой – лезгином. Вот вам и интернациональная дружная семья. А кем же будут считать себя их дети? И ведь сейчас такие браки не редкость.
Нередко, выходя замуж за мусульманина, христианка принимает веру мужа.
Есть случаи, когда и дагестанские девушки выходят замуж за русских ребят. У моей мамы есть подруга детства, они вместе учились в ДГУ. И вот она после окончания университета уехала в Ставропольский край, поступила там в аспирантуру и… полюбила Ванюшу, вышла за него замуж. А что же родители?! Родители, конечно же, были против, даже намеревались написать заявление в милицию, но дело завершилось лишь словесными угрозами. А конфликт был погашен при появлении первого внука. Кстати, потом мать и отец той девушки так полюбили своего зятя, что переехали к нему в Ставропольский край, где и поныне проживают.
(Различное отношение к такого рода бракам объясняется нормами ислама, в соответствии с которыми дозволены браки мусульман с христианками и иудейками (по шафиитскому мазхабу — с некоторыми важными оговорками, которые можно уточнить в ДУМД), но не дозволены – мусульманок с любыми иноверцами).
Иногда родители категорически против выбора своих детей. Были случаи, когда молодые люди, в знак протеста, после запретов и угроз близких заканчивали жизнь самоубийством. Некоторые, движимые любовью, ищут иные пути решения проблемы. До недавнего времени процветал «обычай» похищения девушек. Но сейчас это может обернуться заключением под стражу на определенный срок. Совет алимов также предостерегает от такого рода попыток.
Своих нюансов у межнациональных и межконфессиональных браков множество, да и препятствий тоже. И это не только угрозы и недовольство семьи. Это еще и языковой барьер, различие в традициях, обычаях. Вот, например, моя подруга год назад вышла замуж за представителя другой национальности и религии. Сначала ей показалось, что никаких трудностей нет: он ее любит, она его тоже, между прочим, и родители были не очень против. На свадьбе невеста, сияя от счастья, блистала нарядом и украшениями. Жених также был рад. Но вот свадьба прошла, медовый месяц тоже. И случилось молодоженам поехать в далекое горное селение к родственникам жениха. Молодая жена, конечно, была в косынке и вроде соответствующе одета. Но не тут-то было. Когда все собрались – женщины в одной комнате, мужчины в другой, новоиспеченная жена почувствовала себя совершенно одинокой и чужой, ведь она не понимала из разговора окружающих ее людей ни слова. В конце концов, такая деталь, как незнание языка, стала одной из причин распада их семьи.
Межнациональные браки все же – это очень хорошее явление. Оно сплачивает нас, залечивает многие общественные проблемы. Ведь, в самом деле, важна не нация, а каков сам человек, как он проявит себя в сложной жизненной ситуации.
Анна Черкашенинова