Никогда и нигде прежде я не видела такой активной работы школьного библиотекаря, как в Хасавюртовской десятой СШ имени Героя России А. И. Исмаилова.
Почетный работник образования Российской Федерации, заведующая библиотекой Паху Магомедовна знает всё и вся о школе и её проблемах. В библиотеке всегда многолюдно. Учитель, к примеру, пришёл в школу пораньше, он обязательно зайдёт в библиотеку, найдёт нужную книгу либо журнал, почитает, перебросится новостями с Паху Магомедовной, так как тесно пообщаться не удаётся, ведь библиотекарь нарасхват: в её советах и помощи нуждаются все, начиная от первоклассника и заканчивая директором.
Во время перемены в библиотеку заглядывает девочка.
Паху Магомедовна меня знакомит с ней с таким восторгом, будто та известная писательница.
— Эта наша умница Изахат Курамагомедова, моя первая помощница. Она с пяти лет читает, участвует в различных конкурсах, пишет прекрасные стихи, недавно ездила в Москву, ознакомила столичных школьников с творчеством Расула Гамзатова. А в прошлом году в Санкт-Петербурге приняла участие в конкурсе чтецов, читала на родном языке отрывок из произведения Расула Гамзатова «Мой Дагестан». Приехала с дипломом Санкт-Петербургской академии русской словесности и изящных искусств имени Державина.
Её мама – Зумруд Курамагомедова трудится в городской библиотеке и приучила своих детей любить книги, общаться с ними, тем самым интеллектуально их развивая. Не зря же Василий Сухомлинский говорил, что перелистывание книги — плохое чтение, как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно. У них вся семья читающая.
Не успела досказать о талантливой Изахат, как тут же переключилась на стройную и улыбчивую учительницу русского языка, литературы и истории Дженет Агавовну Мурадову, отличника народного образования РД, заслуженного наставника молодёжи РД, почётного работника общего образования РФ, руководителя отряда ТОКСа. Задачи отряда краеведов-следопытов – воспитание в молодёжи чувства патриотизма, любви к своему краю.
Работа отряда ведётся в разных направлениях. Собраны большие материалы об истории города, его памятниках, предприятиях, хасавюртовцах – участниках Великой Отечественной войны, военнослужащих и сотрудниках милиции, погибших при исполнении своего служебного долга. Токсовцы учатся уважительному отношению к памяти погибших при защите Отечества. Одним словом, всех дел не перечесть.
Под чутким руководством Дженет Агавовны активно работает также клуб «Золотое перо». Ежегодно проводятся вечера встречи выпускников клуба «Алые паруса». Оформляются красочные газеты с фотографиями. Почти все юнкоры пишут стихи.
И всегда главной помощницей всех этих начинаний является Паху Магомедовна. К ней за советом и помощью обращаются не только учителя своей школы. Я наблюдала сцену, когда за опытом к ней приехала школьный библиотекарь из района. Никому ни в чём она не отказывает.
Не успела Мамаева закончить последнюю фразу с одним собеседником, как за советом к ней обратилась учительница начальных классов по поводу общешкольного мероприятия. Хоть разорвись.
— Как вы всё это разруливаете? – удивлённо задаю я ей вопрос.
— У меня отличная помощница, библиотекарь Фатима Сабиева, — охотно отвечает мне Паху Магомедовна. – Она заканчивает Дагестанский госуниверситет. Работу библиотечную любит, с детьми нашла общий язык, во всех мероприятиях участвует с огоньком. Одним словом, мне с ней крупно повезло.
На свете много профессий разных и нужных. И очень важно не ошибиться и найти свое место в жизни. Ведь когда профессия по душе, тогда и дело спорится, и душа поет, и люди радуются.
— Вы, наверное, ещё в школе выбрали эту профессию?
— Не угадали, — весело отвечает Паху Магомедовна. — Не сразу я нашла свое призвание, но когда оказалась здесь – поняла: это мое, это то, что мне нужно. Я долгие годы работала в учреждениях культуры, многое в профессии библиотекаря мне пришлось осваивать. Поначалу не хватало специальных знаний, и я не стеснялась обращаться за советом к опытному коллеге Нурьян Асаковой.
Читательские конференции, диспуты, вечера вопросов и ответов, творческие конкурсы, книжные выставки, литературные вечера – вот далеко не полный перечень того, что проводит наша школьная библиотека.
По признанию Паху Магомедовны, самым памятным для нее событием стал организованный ею при поддержке руководства и педагогического коллектива школы книжный марафон. Эта акция позволила не просто пополнить книжный фонд, но и способствовала популяризации книги, развитию художественного вкуса школьников, воспитанию любви к чтению.
— Отчего дети редко берут в руки книгу?
— У нас в Дагестане весьма почитаем авторитет старших. Если бы дети чаще видели, как читают их родители, бабушка с дедом, то они бы обязательно следовали такому положительному примеру. Но, к сожалению, далеко не во всех семьях осознают это. Иногда родители наших учащихся спрашивают меня, как заставить ребенка читать. На что я непременно отвечаю: заставить нельзя, надо показать детям радость от общения с книгой, обсуждать с ними прочитанное, прививать с малых лет любовь к печатному слову.
— А как школьная библиотека может решить эту важную и сложную проблему?
— Всей своей деятельностью я стараюсь убедить школьников, что без чтения жить нельзя, без него жизнь будет пустой, и ее не заполнишь ни сериалами, ни компьютерными играми. Мне не раз приходилось наблюдать, как менялись ребята, читающие книги: они отлично усваивали знания, у них развивалась память, усидчивость, а те, кто увлекался поэзией, выросли людьми тонкими, эмоциональными. Что очень отрадно, они передали любовь к чтению своим младшим братьям и сестрам.
— Ваша библиотека часто проводит различного рода конкурсы чтецов. Вы видите их результаты?
— Конкурсы всегда подстёгивают детей к открытиям. В дни подготовки к конкурсу я всегда помогаю ребятам подбирать тексты для чтения – самостоятельно справиться с этим не всем пока под силу. Литературный фрагмент должен соответствовать возрасту и особенностям характера ребенка, его выразительным способностям – ведь далеко не каждый обладает артистизмом и потому очень важно найти ту часть классического произведения, которая поможет наивысшему самовыражению юного чтеца. Я считаю, что проигравших в литературных конкурсах не бывает: все его участники получают возможность развить свои творческие задатки и открыть для себя прежде незнакомый, но такой удивительный мир вечно живой литературной классики.
Эльмир Якубов, директор муниципального учреждения «Хасавюртовская городская централизованная библиотечная система», сказал о Паху Магомедовне очень душевно: «Для каждого юного и уже взрослого читателя у неё есть свой ключик, поэтому в библиотеку приходят не только за нужным литературным произведением или материалами к докладу, но и за советом, за сочувствием, да и просто-напросто на чашечку чая. Библиотека в школе – самый обитаемый уголок. Здесь уютно и по-домашнему тепло».
Опыт показывает, что там, где работают энергичные, инициативные специалисты, обычно результаты налицо. Именно библиотекарям в школе не безразлична судьба духовного воспитания подрастающего поколения, поэтому они вырабатывают новые подходы, стимулирующие самостоятельность и свободу выбора, любовь к чтению как виду деятельности; находят решения тех проблем, которые особенно остро обозначились в результате тесного общения с детьми. Хотя многие умные головы утверждают, что профессия библиотекаря уйдёт в прошлое, а издательский бизнес — на просторы Интернета и электронные носители…
Сопротивление прогрессу и техническим инновациям – бесполезно и сложно. Возможно, так и будет. Но ведь это в будущем, а пока Паху Магомедовна как по кругу с будущими первоклассниками собирается провести «Праздник букваря», «Моя первая книжка», а со старшеклассниками конкурсы чтецов, театральных представлений и прощальные вечера.
Вера Львова