Сегодня многие из нас задаются вопросом, какими должны быть взаимоотношения государства и гражданского общества? В этом вопросе мнения исследователей разнятся. Исходя из политических и культурных традиций России, многие известные ученые и эксперты наиболее объективным считают мнение о том, что гражданское общество и государство должны взаимодополнять друг друга. Более того, для государственной власти на каком-то этапе стало очевидным, что без подключения самих граждан к выработке принципиальных решений о форме и содержании общественного устройства, без их доверия и одобрения действий властей решить возникшие в последние годы социально-экономические и общественно-политические проблемы не удастся. Именно поиск путей выхода из системного кризиса привел к выводу о необходимости практического развития демократических механизмов взаимодействия государственной власти с гражданским обществом, в том числе в форме социально-политического диалога.
По мнению экспертов, сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать. Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным. Нам надо обновить механизмы нашей демократии. Они должны «вместить» возросшую общественную активность. Президент РФ В. Путин в одной из программных статей подчеркнул: «Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических. Нам важно создать политическую систему, при которой людям можно и необходимо говорить правду».
По утверждению профессора, доктора политических наук Майи Аствацатуровой, гражданское общество России находится в состоянии становления, что провоцирует тезисы о его незрелости, неэффективности и даже о его полном отсутствии. Вместе с тем в России присутствует важнейший показатель гражданского общества — самоорганизация граждан. Полноправными представителями гражданского общества выступают созданные и активно функционирующие общественные объединения — неправительственные, некоммерческие организации. В РФ созданы вертикальные и горизонтальные сети общественных организаций – миротворческих, правозащитных, ветеранских, молодежных, женских и иных. Созданы и действуют также многочисленные общественные советы, творческие союзы. В роли «несущих конструкций» гражданского общества в РФ выступают именно общественные некоммерческие организации.
Для России деятельность НКО, самоорганизация, самопомощь ассоциированных граждан является главным признаком дееспособного гражданского общества. При этом сложилась система взаимодействия органов государственной власти и управления и общественных организаций, объединений и движений. Чем теснее и плодотворнее контакты государства с «третьим сектором», тем лучше взаимопонимание власти и общества, и, тем не менее, вероятно их взаимное отчуждение.
А какова ситуация у нас в Дагестане? Официальная статистика сообщает о том, что по количеству некоммерческих объединений наша республика отстает от многих других регионов страны, опережая лишь Чечню и Ингушетию. Из 2 342 зарегистрированных общественных организаций реально действующих не так много (100 — 120). А это значит, что надо стимулировать рост числа разного рода общественных объединений.
По мнению Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, правовой нигилизм, отсутствие элементарной политической культуры мешают взаимодействию органов власти с общественными организациями: «Чтобы завоевать доверие людей, нам надо много работать, любой диалог – дорога с двусторонним движением». Эти слова руководителя Дагестана находят отражение в активизации деятельности общественных движений, в налаживании диалога между властью и гражданским обществом.
По инициативе Общественной палаты Дагестана в республике за последние полтора-два года проведено немало разного рода мероприятий. Это и съезды матерей, молодежи, и первая конференция некоммерческих организаций «Дагестану — мир и согласие», на которой был избран Координационный совет. И сегодня с большим удовлетворением можно отметить плодотворную работу этого института. Среди руководителей Совета — активные общественники, такие как кандидат экономических наук, председатель региональной некоммерческой организации «Толеранс», руководитель Совета старейшин сел. Доргели Карабудахкентского района Абсалюдин Мурзаев. Он регулярно выступает в СМИ, высказывает свою четкую позицию в вопросах совершенствования управления на региональном и муниципальном уровне. Делает это на конкретных примерах, критикует нерадивых чиновников и предлагает свое видение решения назревших проблем.
И таких примеров немало. Многие годы в республике плодотворно работает Совет старейшин при Главе Дагестана. Совсем недавно здесь сменился руководитель. На смену Алипаше Умалатову пришел известный ученый и общественный деятель, профессор, доктор политических наук, эксперт аналитической программы «Акценты» Абдулла Магомедов. Человек активной жизненной позиции, настоящий патриот Дагестана, давно зарекомендовал себя как человек конкретных действий. У нового руководителя Совета много новых идей, планов. Уже намечена первая поездка и выездное заседание Совета в Дербенте, на котором уважаемые дагестанцы заявят о своем конкретном вкладе в дело подготовки к юбилею этого древнего города. И это только начало…
Но факт остается фактом. В работе общественных организаций все еще много недостатков и серьезных упущений. Об этом свидетельствуют итоги поездки ответственных работников Министерства по национальной политике РД в города и районы Южного Дагестана. В Дербенте, Дагестанских Огнях, С.-Стальском, Курахском и ряде других районов немало резервов в плане четкой организации работы органов местного самоуправления с населением. И сейчас на республиканском уровне принимаются конкретные меры с тем, чтобы реально изменить ситуацию на местах. А для этого необходим серьезный анализ положения дел в городах и районах республики. И только затем — программа действий.
Кстати, в этой важной работе задействованы не только чиновники, руководители министерств и ведомств, но и сами общественники. И это очень важно. Только одна региональная общественная организация «Поддержка курса Главы РД» и его председатель Ахмед Абдуразаков. Он уже побывал в 9 районах Южного Дагестана, где функционируют отделения этой организации.
И еще одна интересная деталь. Совместная работа Общественной палаты с уполномоченным по правам человека. И здесь большую роль играет личность руководителя. Уммупазиль Авадзиевна Омарова — профессор, доктор юридических наук, сумела поставить свою работу так, что к ней идут за советом и помощью многие дагестанцы. Более того, руководители аппарата уполномоченного по правам человека регулярно выезжают в районы и города, организуют прием по личным вопросам. И это очень важно, чтобы вернуть доверие рядовых людей к власти…
И при всем этом эксперты, впрочем, как и некоторые руководители общественных организаций, отмечают низкую гражданскую активность населения: «В государстве пока не сформирован новый формат взаимодействия трех составляющих: власти, общества, бизнеса. Подавляющее большинство дагестанцев все еще полагается на государство, возлагая на него решение всех проблем, тогда как в развитых странах огромную роль в политической жизни играют сами общественные организации.
Процесс политических реформ в стране вызвал в Дагестане заметную активность различных политических сил, и прежде всего институтов гражданского общества. По словам независимых экспертов, обновленная политическая система должна иметь реальную конкуренцию, чтобы пользоваться настоящим доверием избирателей. По мнению председателя Правительства РФ, руководителя «Единой России» Дмитрия Медведева, необходимо повысить качество народного представительства. Правящей партии следует быть не «приложением к исполнительной власти» и выступать в роли статиста, а быть реальным участником формирования этой самой власти.
Идеалом политической системы эксперты считают такую ситуацию, при которой слышен голос явного меньшинства и даже одного человека. И в этом плане вызывает уважение активность работы Общественной палаты Республики Дагестан. Многочисленные заседания, круглые столы, слушания по самым актуальным вопросам жизни республики стали регулярными и проходят, как правило, живо и интересно. А это значит, что за годы своего функционирования республиканская общественная палата в какой-то степени уже доказала, что общественный контроль за властью — это реальность, которая в конечном итоге дает возможность эффективного управления многими процессами в регионе. Об этом свидетельствуют итоги социологических опросов населения.
По мнению известного дагестанского ученого, профессора, экс-председателя республиканской Общественной палаты Абдумуслима Муртазалиева, в становлении гражданского общества в Дагестане за последние годы сделано немало. Особенно в плане исследования проблем в этой важной сфере, разработке мер по их решению, законодательному закреплению этих мер, но совсем немного удалось сделать по конкретной реализации. Кстати, вышесказанное касается не только Общественной палаты республики, но и многих других структур, которые нередко свое неумение и нежелание работать конкретно с населением стараются прикрывать бурной заседательской суетой.
Формирование гражданского общества в современной России и в Дагестане имеет свои особенности, сложности и внутренние противоречия. В стране в целом и в отдельных ее регионах в последние десятилетия традиционные связи общественной жизни подверглись ограничениям, трансформировались традиционные принципы и формы социального взаимодействия в новые, менее привычные для участников общественного диалога.
Как отмечают эксперты-политологи Абдулла Магомедов и Абдул-Насыр Дибиров, на данном этапе развития дагестанского общества нужен реальный диалог основных политических сил с целью достижения консенсуса и выработки эффективной программы модернизации. Нужно обязательно привлечь к модернизации и определению ее конкретной программы широкие народные массы. Нужно пробудить творческую инициативу народа и дать ему реальное право решающего голоса при принятии ключевых политических решений.
Главное – изменить отношение власти и народа, преодолеть отчуждение политической власти от народа, реально демократизировать политические институты, поставить власть под контроль народа. Как минимум необходимо, чтобы все существенные законы и ключевые политические решения выносились на всенародные обсуждения и референдум. Как отмечают ученые-специалисты, необходимо предварительно привлечь к обсуждению принимаемых Народным Собранием РД законов как можно больше рядовых людей, экспертов-юристов по данной проблематике.
Процессы демократизации и становления гражданского общества идут в нашей стране одновременно. На успех этих взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов мы можем рассчитывать только при обязательной совместной работе государственных и негосударственных структур. А для этого нужен неформальный и непрерывный диалог между ними.
Ильман Алипулатов