5 октября — это такой день, когда в памяти волей-неволей всплывают воспоминания о школьных днях и, конечно же, любимых учителях. Мне кажется, нет такого человека, который не помнил бы свою первую учительницу. Ведь это человек, который открывает нам путь к знаниям, именно с ним мы разучиваем первые буквы из алфавита, выводим слова по слогам, учимся решать самые простейшие задачки… Человек, который научил, что значит дружба, сплоченность и взаимовыручка. Человек, который радовался нашим успехам, переживал, но бывало, что и сердился, иногда…
До сих пор отчетливо помню то 1 сентября, когда я пошла в первый раз в первый класс. Мама подготовила меня к выходу при полном параде – банты, кипельно-белая кофточка с накрахмаленным воротничком, огромный букет цветов в руках. Волнение перед предстоящим важным и торжественным днем по мере приближения к зданию школы все нарастало. И совсем уже безвыходной ситуация показалась после первого звонка и линейки, когда мама собралась уходить — как же я без нее буду?! Отчего-то очень страшно было оставаться одной с этим огромным количеством улыбающихся и радостных, но при этом совершенно незнакомых людей, в месте, которое для меня тоже было, в общем-то, незнакомым.
Но все эти мысли отпали, когда к нам, своим ученикам и их родителям, подошла Надежда Михайловна. Такой теплотой веяло от ее уверенного, хорошо поставленного, но при этом приятного голоса, приветливого взгляда, вообще от ее присутствия рядом было спокойно и уютно. Я поняла: бояться абсолютно нечего, все будет хорошо!
Конечно, в ее профессиональных навыках нет сомнений – недаром наш класс считался самым успевающим, но я бы хотела рассказать о ее качествах педагогических, или, может, лучше сказать человеческих?..
Именно благодаря Надежде Михайловне наш класс был сплоченным коллективом. Она стала тем связующим звеном, который объединял нас всех без исключения, каждый ученик был важен и нужен. Именно Надежда Михайловна заложила в наши взаимоотношения такую основу, в которой было место таким понятиям, как взаимовыручка и дружба. Не было никаких «любимчиков», «элиты», «ботаников» и «неудачников». А ведь это, на самом деле, требует большого психологического опыта, умения сглаживать острые углы, найти ту грань, при которой похвала не превращалась бы в балование, а замечание в резкую обидную критику.
Я помню, как она объясняла какому-нибудь провинившемуся ученику, почему нельзя поступать так, как он поступил: не публично, перед всеми, всегда наедине, спокойно и развернуто. Если же ситуация была такая, о которой стоило поговорить всем классом, то так и делали, и под конец беседы все поссорившиеся уходили помирившимися.
Да, именно вышеперечисленные качества, на мой взгляд, отличали Надежду Михайловну от других учителей и делали ее педагогом от Бога. Потому что академическими знаниями могут многие обладать, а душевными качествами и призванием именно для работы с детьми – единицы. Были в дальнейшие школьные годы разные учителя – и такие, которых в школу к детям ни за что нельзя было подпускать. Было немало таких, которым работа доставляла истинное удовольствие, и их искренне любили ученики. В старших классах и в университете тоже есть преподаватели, о которых до сих пор вспоминаю с теплотой и уважением. Но и тогда, и сейчас самым ярким примером, идеалом настоящего Учителя для меня остается Надежда Михайловна. Хотелось бы, чтобы всем первоклашкам так везло, когда они только начинают свою дорогу к знаниям.
Асият Ибрагимова