Как выбирать глав муниципальных образований?
Совсем недавно республиканский парламент принял Закон «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований в республике».
Бурные дебаты предшествовали принятию этого Закона на 39 и 40 сессии Народного Собрания. У представителей политических фракций в парламенте, депутатов разного уровня по выборам глав муниципальных образований, представительных органов МО мнения расходятся. В ходе многочисленных встреч, обсуждений и дискуссий представители парламента и общественности республики пришли к выводу, что в новом Законе плюсов значительно больше. Это и выстраивание вертикали власти, и управляемость, и снижение напряженности в обществе. И что очень важно — значительное сокращение финансов на проведение выборов по новой системе…
Как видим, плюсов действительно немало. И, тем не менее, сегодня у какой-то части дагестанского общества все же остались какие-то сомнения в том, что новый порядок избрания глав муниципалитетов в какой-то степени нарушает принцип демократии… И не говорить об этом публично никак нельзя. Вопрос этот очень сложный. Тем более что касается он практически всех дагестанцев. Особенно актуален этот вопрос, если учесть, что в последние годы во власть в Дагестане рвутся люди очень разные по своему образовательному уровню, жизненному опыту, организаторским и интеллектуальным способностям, человеческим, нравственным качествам. И, к сожалению, далеко не всегда самые подготовленные, честные…
Спектакль под названием «выборы»
Практика показывает, что каждые 4 года, все мы участвуем в спектакле под названием «выборы», где кандидаты как правило становятся актерами. И очень часто в период выборов многие из участников выборного марафона вдруг становятся серьезными защитниками народных интересов. Порой удивляешься, как же хорошо они знают, что нужно рядовым людям. Причем даже те, кто все четыре года подряд как только мог обирал своих избирателей и ущемлял их права.
Желание отдельных дагестанцев войти во власть настолько высоко, что порой в списках кандидатов в депутаты оказываются ярые взяточники, коррупционеры. Такие факты и примеры (а их немало) простых людей не просто удивляют. Они возмущают практически всех законопослушных граждан. И невольно возникает вопрос: а почему такое стало возможным? И что необходимо сделать, чтобы коррупционеры, представители криминала в прошлом и настоящем не могли попасть во власть?
Как идет отбор кандидатов в депутаты?
Судьба многих будущих избранников народа решается иногда даже без предварительных обсуждений, очень часто в кабинетах чиновников самого разного ранга. Именно это, как отмечают независимые эксперты, отталкивает многих от власти.
И еще один серьезный момент предвыборных кампаний дагестанской действительности. Это большое количество родственных, клановых связей среди кандидатов. С этим что-то нужно делать. Ведь все понимают, что с такой порочной практикой подавляющее большинство дагестанцев никак не могут согласиться… Именно такая ситуация не позволяет попасть во власть нормальным людям, профессионалам, истинным патриотам республики. И только потому, что у них нет влиятельных родителей и родственников. В результате всего этого многие рядовые люди просто перестали ходить на выборы, а значит, уже потеряли веру во власть. Это очень тревожно. Нужны срочные меры. Нужны новые подходы, нужна новая система, новый порядок выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов всех уровней, руководителей муниципалитетов. Ведь авторитет власти на местах — это конкретные люди, которым в последнее время (по крайней мере — многим из них) избиратели – просто не доверяют. И какая же это власть?
По мнению руководителей Правительства РФ, в строительстве такой власти, ответственной перед людьми, ведущую роль должен сыграть институт контроля. И этим контролем должны стать неправительственные общественные организации. Содействие им – несомненный приоритет демократического государства. Процветающее государство сегодня может существовать только в свободном информационном потоке, неотъемлемая часть которого влиятельные и независимые СМИ: и федеральные, и региональные, и печатные, и электронные.
Кстати, вот как высказался о коррупции во властных структурах председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев: «Конечно, мы должны и будем усиливать различные инструменты контроля, уголовного преследования за противоправные действия. Но, кроме развития гражданского общества и свободы СМИ, другого, более эффективного, способа борьбы с коррупцией нет».
В СМИ мы должны видеть в лицо коррупционеров, быть уверенными в том, что громкие слова руководителей самого высокого уровня раздаются не для сотрясения воздуха, а для изменения ситуации в дагестанском обществе. Когда мы говорим в общем, то никто как правило не реагирует на такую критику. Знаю это по своей многолетней практике работы в СМИ. Поэтому, я уверен, и представителям власти, и нам, руководителям и представителям СМИ, необходимо быть более конкретными, настойчивыми в освещении этой актуальной проблемы.
Восстановить справедливость…
По мнению экс-председателя ГТРК «Дагестан» Магомеда Гамидова, чтобы в корне изменить ситуацию в обществе, снизить уровень коррупции, надо восстановить хотя бы элементарную справедливость в обществе, добиваться исполнения законов всеми гражданами, независимо от их социального положения и общественного статуса.
СМИ играют большую роль в выборе людьми линии политического поведения. Ведь именно из электронных и печатных средств массовой информации, Интернета наши люди получают информацию о кандидатах в депутаты. Об этом свидетельствуют и материалы социологических опросов, согласно которым, 46 процентов респондентов отметили, что на их политический выбор больше всего повлияло телевидение, 17 — публикации в газетах, 2 — плакаты и листовки. Но при этом очень важно понимать пределы возможностей СМИ. Но даже в тех пределах, в которых масс-медиа могут оказать влияние на людей, они реализуют эту возможность только в том случае, если сами журналисты профессионально владеют законами массовой коммуникации. Скажем, влиять на электоральное поведение – вовсе не обязательно означает убедить, заставить проголосовать за того, а не иного кандидата, но обязательно означает помочь избирателям сделать действительно свободный, т. е. зрячий и осмысленный выбор.
По словам известного дагестанского журналиста и общественного деятеля А. Абдулгамидова, региональное телевидение является активным политическим фактором, специфической чертой которого становится его зависимость от местной власти. Особенно ярко привлечение административного ресурса проявляется в период проведения предвыборных кампаний. Число сюжетов о деятельности органов местного самоуправления и глав администрации городов и районов резко возрастает в течение нескольких месяцев до даты голосования. Причем эта ситуация позиционируется как информирование жителей республики о деятельности муниципальных властей.
Эксперты утверждают, в период предвыборных кампаний особенно чувствуется, что региональные власти нередко пытаются использовать монополию на средства массовой информации в политических целях. Телевидение, высоко ценимое влиятельными людьми, превращается в прямом и переносном смысле этого слова в поле боя для тех, кто хочет удержать или захватить политическую власть.
Учиться демократии…
Демократии нам всем еще предстоит учиться. Приведу всего лишь один пример. В октябре 2009 года в Дербенте проходили самые скандальные выборы в истории России. Накал борьбы обострили отдельные руководители и чиновники самого разного уровня. Что только не предпринималось для победы одного из кандидатов: и досрочное голосование, и раздача денег, и досрочная выдача пенсий, и уговоры, и шантаж, и угрозы. Одним словом, применялся грубый административный ресурс. Избирателям на многих участках просто не давали голосовать. Не только представители СМИ, но и депутаты Государственной Думы, Народного Собрания не могли присутствовать на избирательных участках. А 18 избирательных участков так и не открылись в день выборов. А это значит, что десятки тысяч избирателей так и не смогли проголосовать, т. е. выполнить свой конституционный долг.
Я уверен, что мы не имеем права мириться с позорными фактами массовых нарушений избирательного законодательства, фальсификации итогов голосования, подтасовок. И в такой ситуации важен такой элемент выборов, как независимый контроль за ходом голосования и подведения итогов.
И на этом фоне же впечатление особого цинизма производит пропагандируемый тезис о том, что в многочисленных нарушениях во время выборов, и даже в коррупции, виноваты сами граждане, потому что они дают взятки. Но факт остается фактом. Без помощи народа никакая борьба с коррупцией невозможна — в этом уверены многие независимые эксперты. Сажать всех взяточников — отличная идея, но будем объективны: всех не пересажаешь. Требуется ликвидировать саму возможность для дачи взятки. Это, понятно, сложно, но опыт других стран показывает – усмирить коррупцию можно. Добавлю – и должно.
И это не громкие слова. Это желание многих дагестанцев в корне изменить общественно-политическую ситуацию, с тем, чтобы выборы, наконец, проходили в честной и объективной борьбе, а во власти в итоге оказывались лучшие из лучших. Это, по большому счету, и есть очищение и обновление республики, строительство нового Дагестана. Именно так можно вернуть доверие населения к власти. Именно на это и настроена деятельность новой политической команды Рамазана Абдулатипова, должны быть настроены все дагестанцы.
Ильман Алипулатов,
политолог, руководитель общественно-политического ТВ ГТРК «Дагестан», сопредседатель
Дагестанского отделения
«МедиаСоюза» России