Как в Дагестане пытаются учиться дистанционно
Школы Дагестана перешли на дистанционную форму обучения. В понедельник, 6 апреля, учителя провели пробные удаленные уроки, а с 7 апреля 417 тысяч дагестанских школьников приступили к занятиям по расписанию. Но в первые же дни стало понятно: дистанционная учеба – тот еще квест. И, кажется, пройти его не всем под силу.
Для проведения уроков педагоги используют сразу несколько учебных платформ и программ – Учи.ру, Якласс, Российская электронная школа, Zoom. Учителя с родителями школьников сами выбирают способ и платформу для дистанционного обучения детей. Где-то решили не заморачиваться – учитель дает задание в школьной группе в WhatsApp, родители или дети присылают фото тетрадей с выполненными уроками. Другие скидывают ссылки на видеоуроки, найденные на просторах интернета. Третьи пытаются вести онлайн-уроки с помощью программы Zoom. Но очень часто все сайты и платформы виснут. Разом. Серверы перегружены. Как решается эта проблема и решается ли – непонятно.
В министерстве образования и науки Дагестана открыли горячую линию по вопросам дистанционного обучения.
«За два дня поступило 102 звонка. В основном звонят родители. Жалуются, что сайты плохо грузятся, что детей несколько, а гаджет один. Разные звонки: кто просто поорать, кто поматериться, а кто — за советом. Педагоги приспосабливаются, находят самые разные методы, что-то придумывают. С родителями сложнее. Многие психологически оказались не готовы сидеть дома с детьми. Кто-то вообще против такого обучения. Они хотят, чтобы просто продлили учебный год. Но тут же находятся те, кто против. Кто-то вообще не верит в опасность коронавируса и требует открыть школы», – рассказали «Молодежке» в минобре.
У Мадины из Махачкалы двое школьников. Сын – выпускник, дочь в четвертом классе. С занятиями сына все более-менее понятно. А вот на выполнение уроков с младшей уходит почти все время. Заниматься детям младшей школы самостоятельно – нереально, считает Мадина.
«У старшего учитель по русскому языку скидывает в Яклассе проверочные работы к ЕГЭ, и они их выполняют. У младшей вообще какой-то кошмар. Теорию мы должны смотреть на Яклассе. Классная работа, домашняя работа. Письменно очень много задают», – говорит женщина.
Отдельная головная боль родителей и детей – иностранный язык и устные предметы.
«Учитель скидывает проверочные работы, причем каждому ученику – индивидуальное задание, практически не объяснив тему. Сначала две-три страницы теории, потом тесты. Родителю, не изучавшему английский, невозможно объяснить ребенку ничего. Приходится как-то изощряться. Последнюю проверочную мы выполнили благодаря преподавателю иностранных языков в вузе. Правильных ответов было чуть больше 60%. Если настолько сложные работы для преподавателей вуза, что говорить о детях? У всех паника, все на нервах. Вчера до 12 ночи снимали видео-задание по чтению. Надо было выучить стихотворение наизусть, снять это на видео и выслать учителю в личку. Потом – видео пересказа окружающего мира», – рассказывает Мадина.
Не готовыми к дистанционному обучению оказались не только учебные платформы, дети и родители, но и педагоги.
«Никто не готов, потому что дистанционное обучение ввели по приказу Минпросвещения и региональных министерств образования в одночасье, – делится своим мнением учитель истории Сергей Манышев. – Качество образовательных онлайн-платформ вызывает огромные вопросы, кроме того, они просто не справляются с наплывом желающих ими воспользоваться. Всем до сих пор непонятно, как в принципе можно организовать учебный процесс, потому что все привыкли к дидактической школе с «говорящей головой» учителя. Возможно, в далеком будущем что-то удастся заменить частично онлайн-обучением, но точно не сейчас. И если провести занятие по новой теме еще возможно, то совершенно неясно, как осуществлять контроль знаний».
Если у городских школьников и учителей возникает столько вопросов и проблем, то что говорить о тех, кто живет в горах? Где и качество связи часто оставляет желать лучшего, и гаджетов, необходимых для обучения, в разы меньше.
Учительница английского и русского языков в одной из школ Левашинского района, попросившая не указывать ее имя, дистанционную форму обучения считает «дном».
«Учителя против таких уроков. И родители, и сами ученики тоже. Потому что это дно. Компьютеры есть не у всех, телефоны тоже. Когда в семье несколько детей, одновременно на уроках они не могут присутствовать из-за того, что гаджетов для каждого просто нет. Качество связи у нас в селе так себе. Зарегистрировались на сайтах Учи.ру и РЭШ. Сегодня было пробное занятие. Кто-то смог подключиться, кто-то нет. А кому-то надо дополнительно объяснять. Страдает ли качество образования? Очень сильно. И это мягко говоря», – говорит женщина.
Не на всех платформах находится подходящий учебный материал, рассказывает учитель из Каспийска Сабрина Алиева. Она преподает детям английский язык.
«Использую платформу Якласс. Но она подходит только для вторых классов, задания более доступные и темы как раз те, которые мы сейчас изучаем. На Учи.ру программа идет совсем легкая, по ней нужно начинать с самого сентября, пройти всю программу, чтобы дойти до наших тем. На Якласс задания для старших классов грамматически сложные, прежде чем задать их, мне нужно несколько уроков объяснять, я говорю о 6-7 классах, старше у меня нет. Для четвертых пока не все просмотрела, может, найду что-то подходящее», – надеется педагог.
Дистанционное обучение повсеместно идет всего лишь несколько дней, но учителя уже жалуются на высокую нагрузку.
«Наша администрация обязала нас и всех детей зарегистрироваться на всяких сайтах. Но не получилось. Не у всех детей есть электронные устройства, чтобы зарегистрироваться там. Главное, на уроки они ходили вот с такими «лопатами», а как ушли домой, у них пропали все телефоны. Если б разработчик вацапа знал, сколько гневных пожеланий в его адрес будет от учителей во время карантина, он бы, наверное, в жизни ничего такого не создал. Но мы работаем с тем, что есть, и сейчас телефон практически разрывается от того, что постоянно мне отправляют тетрадки, сфотканные с боку на бок, окончаний не видно. Жутко светлые пасты, снято все со вспышкой, чудовищные фотографии тетрадей! Я вчера ночью сидела и удаляла эти фото из телефона. 507 фотографий. Если раньше я работала с детьми максимум семь часов в день, всего 29 часов в неделю, сейчас я работаю все 49 часов. Потому что беспрерывно нахожусь в этом телефоне», – на условиях анонимности жалуется учительница из Махачкалы.
В среду, 8 апреля, появилась информация о том, что российские школы могут досрочно завершить учебный год для 1–8 классов. Часть программы при этом может быть перенесена на следующий учебный год, а одиннадцатиклассникам учебу придется продлить до 8 июня.
В дагестанском минобре пояснили, что решение о досрочном завершении учебного года должен принимать глава республики. Пока такого распоряжения нет. И дагестанские школьники продолжают пытаться учиться дистанционно.
Анастасия Расулова
Читайте также Дома сидим, в школу хотим
«Молодежка» в «WhatsApp»: https://ccrb.ru/dEqH33Ec
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Вконтакте»: https://vk.com/md_gazeta