После каждого серьезного землетрясения в обществе начинается активный дискурс по проблемам сейсмостойкости строящихся и ранее возведенных зданий и сооружений, вновь становится актуальной проблема качества подготовки кадров строителей для сейсмических районов и т. п.
Но так уж получается всякий раз, что через некоторое время все разговоры о сейсмике утихают, а специалистов по сейсмостойкому строительству в огромной стране, треть территории которой является сейсмически опасной, как не готовили системно ни в вузах, ни в средних специальных учебных заведениях, так не готовят и по сей день, если не считать… единственного учебного заведения России – Дагестанского государственного университета народного хозяйства. Может показаться, что это заявление — сильное преувеличение и что в других учебных заведениях, обучающих студентов строительного профиля, вероятно, тоже уделяется необходимое внимание проблемам сейсмики. Увы, никак нельзя считать сколько-нибудь достаточным для большой страны наличие в некоторых строительных вузах небольшого количества часов, факультативно отводимых на изучение предмета «Сейсмостойкое строительство» в рамках дисциплин по выбору студентов. Это обеспечивает лишь поверхностное ознакомление с самыми общими принципами строительства, не более того.
Системная подготовка на должном уровне инженерно-технических кадров для строительства в сейсмически опасных регионах, безусловно, подразумевает качественно иной подход к формированию профессионального мировоззрения будущих специалистов. Для этого необходима иная идеология обучения, с первых дней перманентно базирующаяся на учете сейсмической опасности. Идеология превентивной борьбы с возможными последствиями землетрясений должна пронизывать все этапы обучения студентов и быть непременным фоном при изучении практически всех дисциплин, начиная со строительных материалов, архитектуры, строительных конструкций и заканчивая расчетно-теоретическими и технологическими предметами. Студент должен постоянно смотреть на мир через призму сейсмики. Только при таком подходе к обучению возможно выработать у будущих строителей внутренний настрой на приоритетное обеспечение сейсмостойкости любых объектов, которые им придется проектировать, строить или реконструировать.
В недавнем интервью средствам массой информации директор Дагестанского филиала геодезической службы РАН М. Г. Даниялов вполне резонно отметил, что СНиПы и ГОСТы, которые жестко соблюдались в Советском Союзе, постепенно уходят в небытие, «т.е. становится возможным некоторыми из них пренебречь, а некоторые вообще забыть. Это неизбежно приводит к тому, что все, что строится вне этих ГОСТов, может стать объектом разрушений».
Одним из важнейших факторов недопущения критических ситуаций в сейсмических районах как раз и является целенаправленная подготовка инженерно-технических работников для сейсмостойкого строительства, которое ведется в строительном колледже и на строительном факультете Дагестанского государственного университета народного хозяйства. Здесь необходимо сделать небольшой экскурс в историю колледжа, который ранее назывался Махачкалинским строительным техникумом и был присоединен к ДГИНХ в 2008 г. Именно благодаря настойчивости и гражданской активности коллектива техникума, Госстрой России в 1998 году включил, наконец, в классификатор строительных специальностей новую специализацию «Сейсмостойкое строительство». Более трех лет техникум добивался этого решения при активной поддержке Правительства РД, за это время силами преподавателей учебного заведения была создана вся необходимая учебно-методическая база указанной специализации. После присоединения к ДГИНХ на базе техникума создан строительный факультет, который выпустил в 2015 году первых инженеров-строителей и бакалавров-строителей, а сам техникум переименован в 2015 г. в строительный колледж ДГУНХ.
Главной своей задачей коллектив преподавателей строительного факультета и строительного колледжа ДГУНХ считает системную, целенаправленную подготовку специалистов, способных реально обеспечить проектирование, строительство и реконструкцию сейсмостойких зданий и сооружений в условиях повышенной сейсмической опасности Северного Кавказа в целом и Дагестана – в особенности. Учебные планы и рабочие программы дисциплин построены так, что студенты колледжа и факультета с первых дней обучения оказываются погруженными в мир сейсмики с его непредсказуемостью, и, самое главное, со сложностью понимания глубинных причин и динамики процессов, происходящих при землетрясениях.
Подготовка специалистов для сейсмостойкого строительства стоит по степени ответственности в одном ряду с такими профессиями, как врач, летчик, оператор АЭС и т.п. Мы не можем готовить посредственных и плохих специалистов, поэтому планка требований к знаниям, умениям и навыкам студентов поднята очень высоко как на факультете, так и в колледже.
Полагаем, достаточно одного яркого примера, чтобы представить уровень этих требований: в 2010 году на строительный факультет было принято 53 абитуриента, из них в 2015-м дипломы инженеров-строителей получили… 7 человек. Все остальные не выдержали учебного марафона и отсеялись.
Магомед Магомедов,
декан СФ ДГУНХ, доцент