Поезд «Махачкала – Санкт-Петербург» во многом уникален. Даже оставив за рамками комментариев многие элементы и составляющие понятия «удобство для пассажиров», невозможно не отметить одну стержневую его уникальность – очень уж специфический график движения. Количество остановок в пути следования непомерно велико, это еще как-то может быть объяснено. Но что не поддается никакой логике, так это временная продолжительность этих остановок: на некоторых станциях (их довольно много) состав стоит 40 (сорок) — 50 (пятьдесят) – 90 (девяносто) минут (?!).
Представьте летнюю жару, мягко говоря, не очень комфортные условия в вагонах, закрытые санузлы и неподвижный поезд… Представить такое непросто, но это реальность. Всё можно понять и принять в экстренных, чрезвычайных ситуациях. А вот как объяснить, да и можно ли вообще, полуторачасовые остановки в строгом соответствии с графиком движения? В чем логика составления таких графиков? Загадка. Хорошо, что эта наша поездка пришлась на осенне-зимний период, в вагонах хоть не было изнуряющей духоты, но всё остальное — в том же режиме.
И вот, сев в этот поезд (стоимость билета в купейном вагоне — чуть меньше 3000 р.), меньше чем через сутки мы прибыли в г. Ростов-на-Дону. Переночевав в городе, уже по авиамаршруту (рейс «Ростов-на-Дону – Симферополь», цена билета — чуть больше 3000 р.) направляемся в Крым, в конечный пункт нашего небольшого путешествия.
А-320 (мы еще толком и не освоились, правда, перекусить высотными бутербродами успели) приземлился в аэропорту Симферополя примерно через час после взлёта. И что сразу поразило здесь, так это погода. Вылетали из Ростова, где было сыро, дождливо, как в те дни и в Махачкале, а тут относительно тепло, ясно. А вторым приятным сюрпризом стала оперативная выдача багажа: не успели зайти в зал его выдачи, и уже закружилась лента с сумками и чемоданами пассажиров.
Правда, третий сюрприз был не очень приятным. На выходе из зала упорно, навязчиво, но довольно мягко предлагают свои услуги таксисты. Но не стоит спешить и поддаваться уговорам. Мы убедились в том, что их услуги где-то в 3,5 раза выше тарифов официальных таксофирм. Так что, если будете здесь, предварительно запаситесь номерами телефонов такси и пользуйтесь только их услугами, это ощутимо экономнее и гораздо надежнее.
Итак, направляемся от аэропорта к центру города, где забронировано наше жилье (однокомнатная секция со всеми удобствами за 1700 р. в сутки). Пока едем, сразу замечаем изменения (мы были тут примерно в это же время в прошлом году): трасса расширяется, ремонтируется, реконструируется капитально, к этой работе привлечено большое количество техники и транспорта. Вдоль дороги совершенно отсутствуют лозунги и портреты политиков. А в 2014-м их было более чем достаточно, что, скорее всего, было связано с прошедшими накануне в Крыму выборами в Государственный Совет.
Исключением является В. Путин. Его портреты на щитах весьма приличных размеров со слоганом «Крым. Россия. Навсегда» виднеются довольно часто по всему Крыму. В этом мы убедились и в дальнейшие дни пребывания на полуострове. На этих портретах Владимир Владимирович смотрится поразительно Вежливым. Добрым. Своим. Добавлю по моим наблюдениям, ощущениям — в Крыму, среди местных жителей, а это многонациональный край, В. Путин пользуется абсолютным авторитетом и уважением.
Тут уже отмечу и такой момент: за все 11 дней, что мы провели здесь, я всего в трёх местах увидел вывески и флаги ЛДПР и чуть большее количество атрибутов «Единой России». И всё. В этом плане общественно-политического ажиотажа, накала, как можно было бы ожидать, учитывая сегодняшнюю реальность вокруг Крыма, тут нет. Во всяком случае, не ощущается и визуально незаметно.
А районы города, по которым мы ехали, пока добирались до центра, особо не впечатлили нас ни архитектурой, ни особой чистотой, ни своей планировкой. Но это ощущение, как мы потом убедились, оказалось обманчивым. Заселились, привели себя в порядок и — в город.
Симферополь (с греческого «город пользы», «город-собиратель») – административный, промышленный, научный, географический центр Крыма с населением около 400 тыс. человек.
Первое, с чем мы сразу столкнулись здесь, это проблемы со связью. Из 3-х ключевых операторов-гигантов только частично функционирует МТС, а «Мегафон» и «Билайн» — еще нет. Полноценно по всей территории работает только местный оператор, и гостям полуострова необходимо перейти на его волну, иначе звонки в континентальные регионы России (естественно, и в Дагестан) становятся разорительными.
С общественным транспортом, с ритмичностью его работы практически нет проблем, и проезд на все его виды (автобус, троллейбус, маршрутное такси) стоит 12 рублей. Транспортный поток на улицах Симферополя относительно плотный, но он не идёт ни в какое сравнение с бурным махачкалинским. Да и количество роскошных авто тут, думаю, на порядок ниже. Автозаправок в черте города, в отличие от наших населенных пунктов, здесь нет, но а цены в них существенно выше. К примеру, газ стоит около 24-х рублей. Это может быть связано и с тем, что такие гиганты как «Роснефть», «Лукойл» и т. д. еще не вошли сюда полноценно.
В плане обустройства улиц, удобств для пешеходов (широкие тратуары, подземные переходы, пояснительные знаки, указатели и т.д.) Симферополь явно выигрывает. Ну а в плане соблюдения, вернее — несоблюдения правил «автомобиль-пешеход», думаю, мы примерно на равных с небольшим перевесом в нашу сторону. В Симферополе, как и у нас, запросто могут перебежать улицу в неположенном месте. Да и к светофору не всегда присматриваются.
(Продолжение в следующем номере).
Абаш АБАШИЛОВ