Компанию Professional смело можно назвать первопроходцем на рынке натяжных потолков в Дагестане. История фирмы начинается в 2009 году, когда эта сфера только-только начала развиваться в республике.
А еще можно назвать это семейным бизнесом. Старший из трех братьев эту деятельность начал, дал ей старт. А затем дело перешло к младшим братьям, они уже осуществляли набор клиентской базы, персонала, выстраивали рабочую систему.
Бизнес – вещь довольно непредсказуемая, на него влияет вообще все: от простых трендов до политической ситуации в мире. А еще здесь нужно уметь ловить момент, правильно рисковать и уметь вовремя остановиться.
О том, что позволяет оставаться одним из лидеров на рынке вот уже 15 лет, мы поговорили с руководителем компании натяжных потолков Professional Султаном Гитинахмаевым.
ГЛЯНЦЕВЫЙ ИЛИ МАТОВЫЙ?
– Как быстро меняется мода на потолки? Какие потолки предпочитают дагестанцы?
– Тут надо обозначить, на что изначально была мода, как она менялась и к чему, в силу опыта, клиенты вновь вернулись.
Изначально был только белый матовый материал, не было где разгуляться в цветовой гамме. И вообще, сама технология натяжных потолков в то время была довольно дорогим удовольствием, потому что эта сфера была новой для нашей республики.
Затем появился глянцевый материал, и он всем стал нужен, все захотели именно его. Но дело в том, что глянец подходит не везде, он отражает свет, работает немного как зеркало. В нем будет отражаться все: проезжающие на улице машины, мебель в помещении, сами люди. Из-за многочисленных бликов глаза начинают уставать. И когда происходят малейшие колебания воздуха, это бывает сильно заметно, опять же, начинает играть свет.
После глянцевого бума прошло пять-семь лет, и клиенты стали звонить, рассказывать, что им надоел глянец, нужен простой матовый потолок. То есть с чего начали, к тому и пришли.
Глянцевые натяжные потолки отлично подходят для коммерческих помещений – салонов красоты, парикмахерских, магазинов одежды, потому что там обычно нужно много света. Клиент заходит, видит много пространства, много света, все отражается и блестит. Вау-эффект обеспечен. Но в жилых помещениях самый оптимальный вариант – белый матовый потолок. Даже по истечении 10 лет он будет ровно таким же, как в день установки.
А вообще ниша натяжных потолков постоянно растет и развивается, практически ежегодно появляются какие-то новые технологии. Сейчас гораздо больше возможностей, как по профилю установки, так и по освещению. Раньше был стандартный потолок и по бокам кантик. А на сегодняшний день есть разновидности: теневой, парящий, контурное освещение, трековое освещение, световые линии. Далее выбор углубляется, например, в трековом освещении есть варианты: накладное, внутреннее, магнитное. И компания Professional, конечно, не стоит на месте. Как только появляется новое направление в натяжных потолках, мы его осваиваем и внедряем в свой перечень работ, начинаем подготавливать мастеров.
– А что насчет прочности?
– Весь материал на сегодняшний день производят в Китае, там мы его и закупаем. Есть полотно заводское, фабричное, например от фирмы MSD. Есть производство по немецким технологиям – это фирма Bauf. Мы закупаем материал только премиум-класса, максимальной толщины. Клиент визуально и даже на ощупь не поймет, какая у материала толщина, но зато мы будем спокойны за качество. При экстренной ситуации, если затопили или с крыши пошла вода, потолок должен выдерживать минимум 100 литров на 1 кв. м, не рваться и не лопаться, а просто провиснуть. Клиент позвонит специалистам, чтобы они приехали и выкачали воду. Такие случаи у нас бывали.
Также у нас имеется свой цех, где режут полотно под проекты. Такое помещение есть не у каждой фирмы, многие заказывают раскрой на стороне.
БИЗНЕС – ЭТО ПРО ЛЮДЕЙ
– То есть в технологиях, видах материала, способах установки постоянно происходят изменения. А что остается стабильно неизменным?
– Принцип работы с людьми. Всегда приходится применять навыки коммуникации, уметь, где надо, отстоять свои позиции, а где-то – пойти на компромисс. Уметь слушать человека и понимать, что ему нужно. Пока бизнес работает с людьми и для людей, человеческий фактор всегда будет влиять на процесс.
Приведу пример с нашими работниками. Когда мы принимаем монтажника в свою команду, то в первую очередь обращаем внимание на его добросовестность и ответственность. Затем – на навыки и умения. И с большинством мастеров отлично срабатываемся. Но все равно список сотрудников у нас постоянно обновляется. Потому что столько лет работать только у нас – тяжело. Не потому что мы плохая компания, а потому, что люди набираются опыта, у них меняются условия жизни и приоритеты. Появляется желание работать на себя.
Действительно, есть такие мастера, у которых получилось уйти в свободное плавание, у них отличные работы и сопутствующие процессы тоже выстроены. Но чаще всего мастера через полгода или год возвращаются или вообще уходят в другую сферу. Потому что им пришлось столкнуться с непредвиденными трудностями. Пока они работали в фирме, им не нужно было думать о рекламе, поиске клиентов, поиске сырья. Из-за этого со стороны могло показаться, что все очень легко в этой сфере.
Но не каждый рожден бизнесменом. Когда у тебя выстроена структура, где за каждое направление отвечает отдельный человек, это позволяет масштабироваться, расширяться, быстрее закрывать проекты. А когда ты один в поле воин, конечно, все намного сложнее.
– То есть свой бизнес – не для всех?
– Думаю, да, не для всех. Элементарно можно привести в пример нагрузки. Бывали такие периоды, когда я домой возвращался к 12 ночи, продолжал работу еще из дома, ложился спать в 3 часа ночи, вставал в 5–6 утра, делал утренний намаз и снова отправлялся на работу. Получается, спал всего пару часов в день.
Но работу в таком режиме не каждый выдержит. В найме у каждого сотрудника есть своя определенная задача, закрепленная за ним. Человек выполнил эту задачу – после рабочего дня он может закрыть компьютер, пойти домой, расслабиться и провести время с семьей. В найме работник может, образно говоря, плевать в потолок или, наоборот, упахиваться, но в обоих случаях он получит только свою фиксированную зарплату. Ну, плюс еще, может, премию раз в три месяца. А для предпринимателя действует другое правило: хорошо поработаешь – хорошо и заработаешь, вообще не поработаешь – ничего не получишь. Никто не заинтересован достигать лучшего результата, кроме тебя самого. И ты готов для этого работать 24/7. Получается, у меня больше нагрузки и ответственности, но больше финансовой свободы.
Плюс накопительный эффект: с годами начинает работать сарафанное радио, и уже можно обходиться без рекламы, заявок и так достаточно. То есть ты этот вопрос можешь уже не контролировать и эту статью расходов сократить.
Слишком надолго отлучаться от работы тоже не получается, необходимо осуществлять хотя бы технический надзор. К примеру, случается такое, что представления клиента и мастера отличаются. Клиент говорит, что ему что-то не понравилось, а мастер убеждает его, что все в порядке. Я смотрю на работу глазами клиента. Приезжаешь на объект и видишь, что какой-то элемент действительно неэстетично выглядит, а мастер просто хочет быстро завершить работу. Монтажники работают в моменте, а мы, руководители, думаем на перспективу – чтобы клиент в дальнейшем, когда ему понадобится, снова обратился к нам. Если такие моменты пускать на самотек, со временем посыпется выстроенная система, будет страдать сервис. А этого нельзя допускать – ниша натяжных потолков невероятно конкурентная. Это, опять же, в тему о работе с людьми.
– Расскажите о вашей географии. Вы работаете только по Махачкале?
– Да, по Махачкале и в близлежащих населенных пунктах – в сторону Буйнакска и в сторону Каспийска. По Дагестану мы тоже выполняли объекты, но при выездной работе оплачивается еще и дорога. Поэтому, к примеру, людям в Шамильском или Чародинском районе выгоднее обратиться к местным компаниям, наш выезд им обойдется почти в полцены установки потолков. Если кто-то хочет работать именно с нами, им понравится наш подход к работе и он готов платить еще и за дорогу, тогда, конечно, мы не против. У нас были такие клиенты, которые были готовы даже сами привезти наших специалистов к себе в район, а по окончании – привезти домой. Но все равно стараемся отдаленные объекты не брать, потому что могут еще быть всякие технические сложности. К примеру, у мастера сломалось сверло, это нужно будет опять возвращаться в город, чтобы купить новое, и снова ехать на объект.
Плюс мы еще стараемся учитывать конкуренцию. Как говорится, все, кроме здоровья, можно купить в Хасавюрте, поэтому там работать сложно, конкуренция просто бешеная. Нет смысла туда заходить, цены очень низкие. А конкурировать только в цене – не наш подход, потому что мы знаем качество своей работы, качество используемых материалов, качество сервиса. Предоставлять все премиум-класса и называть цену эконом-класса – бизнес не так работает. Нужно серьезно относиться к работе, выполнять ее качественно и при этом уважать свой труд – это применимо к любой сфере деятельности.
«У ЛЮБОЙ РАБОТЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ СМЫСЛ»
– Что вы можете назвать главной ценностью компании Professional?
– Как-то раз меня пригласили спикером на собрание, и там прозвучала такая фраза: у каждой компании должна быть своя миссия. Эту фразу я оценил и взял на заметку. Действительно, у любого дела должна быть какая-то цель, иначе оно превратится в рутину. Я подумал и вывел нашу миссию – достичь довольства Всевышнего посредством довольства наших клиентов. И вот тут появляется смысл: мы и для себя зарабатываем, и для людей делаем полезное дело. Не сегодня так завтра каждый из нас уйдет в мир иной, и в Судный день мы будем спокойны хотя бы в том плане, что свою работу делали как полагается. Понятно, что все идеально всегда сделать не получается, мы люди, но надо к этому стремиться.
В нашей компании такой принцип – не брать аванса, ни рубля вперед, пока работа не завершится. Работу сделаем, клиент ее примет, и когда его все устроит, когда его проблема и задача будет полностью решена – только тогда он рассчитывается. И мастерам я до этого момента оплату не провожу. Энергия, с которой клиент отдает деньги, очень сильно влияет на дальнейшую мотивацию работать. С каким настроением он считает эти деньги: с мыслью, что он платит за плохо выполненную работу, или с радостью, благодарностью? Это важно.
Бывало, что мы и в минус себе работали. Например, когда видели, что у человека трудное материальное положение, а жилищные условия ужасные. У него реально просто нет возможности оплатить полную стоимость работ. Заработок мастера я трогать не могу, расходы на сырье – тоже не могу, а вот прибыль я могу убрать, могу не заработать. При желании и мастера делали от себя скидку, и тогда стоимость выходила вообще вполовину. Я это говорю к тому, что деньги деньгами, но не стоит забывать, что мы люди, прежде всего. Наше от нас не уйдет, если нам суждено заработать, мы заработаем, если не здесь, то в другом месте. Главное – как мы это заработаем: честным, кропотливым, упорным трудом. Недозволенные деньги все равно боком выходят.
– Кстати, о честности. Не секрет, что клиенты любят скидки и акции. Но часто возникает вопрос: действительно ли они выгодны для потребителя?
– Для предпринимателя это один из способов развивать свое детище, привлечь или удержать клиентов. Но здесь нужно быть внимательными. Сейчас часто можно наткнуться на «пустые» скидки, когда магазин или фирма сначала искусственно завышает цену на товар, а затем на эту же сумму или даже меньше – занижает. Такой подход может принести доход один-два раза, но затем клиент теряет доверие и перестает реагировать на всякие предложения, а может и вообще уйти.
Компания с длительной историей, наработанным именем, прочно завоевавшая доверие клиентов, такое себе позволить не может. Здесь будут только реальные скидки, благодаря которым карман клиента только выиграет. Каждый клиент фирмы натяжных потолков Professional получает бонусную карту, которая дает скидку от 10 до 15% на товары и услуги от партнеров.
Среди них:
- магазин электрики и светотехники «Новый свет»;
- автосервис – услуга по замене масла в автомобиле;
- компания «Жалюзи»;
- фирма по производству мягкой мебели.
Кроме того, карта является годовым абонементом в кофейню Coffee Break, на один бесплатный кофе в день. То есть обладатель карты может хоть каждый день приходить туда, и ему нальют бесплатную чашку ароматного кофе.
А еще у клиентов компании Professional есть возможность бесплатно поехать в умру (хадж). Акция стартовала в 2023 году, и уже есть один победитель. В этом году акция продолжится, и каждый клиент автоматически станет участником розыгрыша поездки.