Газета «Голос степи» продолжает публиковать отрывки из книги военкора, ветерана боевых действий Эльмиры Кожаевой «Глазами репортера. 1999 год». В данном отрывке описываются боевые действия в Новолакской зоне, когда рано утром 5 сентября международные бандформирования в составе 2 тысяч боевиков напали на Новолакский район.
Новолакская зона
05.09.1999 год
Подвиги новолакцев
В начале сентября я посетила села Тухчар и Чапаево Новолакского района. И на границе Чечни и Дагестана видела ребят-солдат на блок-посту «Тухчарский».
Также через бинокль было видно, как на окраине села Гиляны Ножайюртовского района Чечни идет скопление вооруженных людей. Об этом я сообщила через нашу газету.
…Федеральные силы были вынуждены действовать сразу на нескольких фронтах. Самое сложное направление — Новолакское, куда минувшим днем проникли около 2 тысяч боевиков. Они контролируют несколько сел, включая райцентр. Почти сутки в окруженном здании РОВД держали оборону местные милиционеры во главе с мужественным своим начальником Муслимом Даххаевым и 25 липецкими омоновцами. Сегодня утром, под прикрытием прорвавшейся к ним бронетехники, они вышли из окружения ценой больших потерь — погибли трое дагестанских милиционеров, один липецкий омоновец и десять солдат внутренних войск. В те дни о подвиге М. Даххаева слагали легенды, которые состояли из сплошной правды. Несгибаемый и уверенный командир милиционеров давал четкие приказы, оборонял и затем прикрывал липецких омоновцев. Непрерывный бой между нашими и боевиками длился более 20 часов. Оставшийся на улице врач липецких омоновцев Эдуард Белан был тяжело ранен и казнен боевиками за то, что отказался лечить раненых боевиков.
Боевики были изумлены таким бесстрашным отпором оборонявшихся. Они уже не верили предателям, которые говорили им в самом начале нападения на райцентр, что в отделе милиции не более сорока человек. Сотрудники милиции и липецкие омоновцы бились, словно их 500 человек. Большой плюс, что им помогали жители района, которые остались в Новолаке. Они через телефонную связь, которую беспрерывно обеспечивала мужественная женщина, просто героиня Полина Халилова, передавали Муслиму о сосредоточении боевиков на разных участках райцентра. Это была мобильно слаженная, сложная работа всех, кто остался в Новолаке. Никто не боялся боевиков, хотя те показали зверский характер.
Если в Ботлихском районе они не трогали мирных жителей, уважительно с ними вели себя, то здесь ваххабиты беспредельничали. Казнили солдат на глазах жителей. Новолакцы чувствовали, что на границе с Чечней что-то нехорошее творится. Предупреждали власти об этом, но вместо того, чтобы укрепить границу в новолакском направлении, военные вдруг снимают с блок-постов основные силы, оставив там лишь горстку солдат, которые нашли страшную гибель на новолакской окровавленной земле. Позже я видела тела солдат с перерезанными шеями в морге Хасавюрта, и эта страшная картина долго стояла перед глазами.
И 5-6 сентября жители Новолакского района видели, как так называемые мирные жители Ножай-Юртовского района целыми караванами вывозили добро новолакцев. Как стервятники налетели. Это был самый большой несмываемый позор чеченского народа, который вряд ли когда-нибудь забудут новолакцы.
В Дагестане в те дни была объявлена всеобщая мобилизация резервистов. Из Махачкалы выступил отряд в 300 человек, сформированный еще в августе мэром города Саидом Амировым. Под руководством своего командира, офицера запаса МВД полковника Шамиля Асланова они прошли закалку в боях за Ботлих. Для обороны дагестанской столицы остается еще около 1,5 тысячи бойцов Интернациональной бригады.
(По рассказам очевидцев, свидетельствующих о тех страшных днях.)
5 сентября младший сержант Абдул-Касим Магомедов нес службу на одном из милицейских блокпостов на южной окраине селения Тухчар Новолакского района. Начальник поста лейтенант Ахмед Давдиев, услышав, что боевики напали на Тухчарский ПОМ, расположенный на северной стороне села, пошел в разведку, оставив за себя своего заместителя А.-К. Магомедова.
Не прошло и получаса, как вокруг поста появились бандиты, значительно превосходившие милиционеров, и предложили им уйти, оставив русских солдат, которые несли службу вместе с ними. Защитники блокпоста ответили категорическим отказом. Обозленные бандиты открыли огонь, завязался жестокий бой. Абдул-Касим умело командовал личным составом. Но боеприпасов для отражения такого мощного натиска боевиков у них не было. Несмотря на это, милиционеры дали достойный отпор. В этом бою они уничтожили пятерых бандитов. Но силы были неравные. Бандитов было около ста человек. Абдул-Касим был смертельно ранен. Ребята не успели унести его с собой, отступив в сторону села. А младший сержант лежал, истекая кровью. Один из боевиков подошел к нему и, ударив в раненый бок, сказал: «Ну как, мент, теперь тебе живется?»
Собрав последние силы, Абдул-Касим резко встал на колени и выстрелил в грудь бородатого бандита из пистолета. После этого пополз, истекая кровью, в ближайший двор. Хозяин дома Абдулах растерялся: он прятал в своем доме русских солдат и думал об их спасении. В этот момент во двор ворвался раненый боевик, выкрикивая: «Аллаху Акбар!»
Спасти солдат жителю села Тухчар Абдулаху не удалось, бандиты обнаружили их и перерезали горло каждому из пяти русских солдат, как животным. За этой зверской расправой над безвинными 18-летними солдатами в слезах следили жители села, но ничем помочь не могли. От тяжелых ран скончался и мужественный сержант милиции Абдул-Касим Магомедов.
Другой герой, лейтенант Халид Мурачуев, был направлен с группой милиционеров на пост СТП-18 «Телевышка», который являлся основной стратегически важной точкой, позволяющей контролировать населенные пункты Новолакского и соседнего Казбековского районов, а также близлежащий город Хасавюрт. Задача состояла в защите и удержании поста.
Ранним утром 5 сентября 1999 года милиционеры заметили группу людей, одетых в камуфлированную форму. Мурачуев, сознавая всю опасность и важность момента, проинструктировал подчиненных на отражение нападения боевиков и удержание высоты во что бы то ни стало.
Бандиты шли на высоту открыто, как на прогулку. Когда они подошли к самому подножию высоты, шквальный огонь милиционеров скосил передние ряды бандитов. Боевики, не сумев переломить упорство милиционеров, открыли огонь по высоте из зенитных установок, минометов и крупнокалиберных пулеметов. Высота превратилась в кромешный ад. Казалось, ничего живого там не осталось. Противник снова двинулся вперед, но наткнулся опять на дружный огонь защитников высоты. И снова ожесточенный обстрел, безуспешные атаки обозленных боевиков.
Больше суток защищала высоту горстка мужественных новолакских милиционеров во главе с лейтенантом милиции Мурачуевым. Но силы были неравны, один за другим гибли боевые товарищи. Ближе к вечеру в живых остались только двое — лейтенант Мурачуев и младший сержант Исаев. Но еще до следующего утра были слышны на высоте «Телевышка» ружейно-пулеметные выстрелы и эхо канонады — это двое отважных сыновей дагестанской милиции отражали яростные атаки многочисленного противника и до последнего удерживали важную высоту, зная, что помощи им ждать неоткуда — их коллеги из райотдела сами окружены вместе с Липецким ОМОНом в здании РОВД, на территории района хозяйничают бандиты, уничтожая дома, угоняя в плен заложников, убивая российских солдат и милиционеров.
Бой стих только к рассвету. Позже на захваченных трофейных кассетах будет видно, как полевой командир Шамиль Басаев, указывая гранатометом в направлении телевышки, говорит своим головорезам о неприступной обороне милицейского поста, о мужестве и стойкости его защитников.
Когда боевики были выбиты с высоты и изгнаны из Новолакского района, тела милиционеров нигде обнаружить не удалось. Только спустя год после этих трагических событий они были найдены изуродованными до неузнаваемости. На телах героев высоты «Телевышка» сохранились следы зверских пыток. Боевики зверски издевались над ранеными работниками милиции, переломали им руки и ноги, а Мурачуева обезглавили.
Героическое противостояние лейтенанта Халида Мурачуева и младшего сержанта Мутая Исаева сорвали все планы террористов получить контроль над приграничными районами для дальнейшего продвижения в глубь Дагестана. Ценой своих жизней они выполнили священный долг перед Родиной.
Героиня в Новолакской зоне — Полина Гаджикурбанова, она работала начальником отделения связи Новолакского района. Во время военных действий на территории Новолакского района в 1999 году она обеспечила беспрерывную телефонную связь для сотрудников милиции, для жителей района и не покидала свою работу ни на минуту. Благодаря ей многие через связь узнали о вторжении боевиков в район и успели эвакуироваться. За этот подвиг указом президента России она была представлена к ордену Мужества.
Да, героями были и простые граждане в Новолаке.
Житель села Новолак Нурмагомед Айданов был директором спортшколы, он многие годы учил детей боксу. И в августе 1999 года в спортзале расположились липецкие омоновцы. Во время нападения боевиков на райотдел милиции и спортзал наших спасало то, что на окнах были решетки. И гранаты просто отскакивали назад прямо под ноги самим боевикам. Именно Н. Айданову удалось разведать обстановку вокруг, доложить ребятам и показать им безопасный путь из села.
В боях за освобождение Новолакского района, кроме военных, принимали участие местные ополченцы, также ополченцы из Интербригады из Махачкалы.
Как тогда сказал командир новолакских ополченцев, глава администрации Новолакского района Т. Аммаев:
— В Новокули очень много гуманитарной помощи поступает. И очень много мужчин прибывает, но всех мы вооружить не можем. Достаточно наших ополченцев и Интербригады.
Командир ополчения села Чапаево И. Магомедов поблагодарил ребят из Интербригады:
— Они с нами делятся опытом ведения боев. Ведь у Интербригады есть опыт уже по Ботлиху.