«Чем больше человек занят, тем больше он свободен», — считает героиня моего интервью, которая с 2009 года успешно покоряет Москву и не собирается останавливаться.
О технической профессии и творческом хобби, общественной деятельности и жизни в столице мы поговорили с кадастровым инженером, художником-декоратором национальной одежды и общественным деятелем КДМ ООД «Российский конгресс народов Кавказа» и вольного общества «Дарго» Риммой Исмаиловой.
Биографическая справка:
Римма Магомедзагировна Исмаилова родилась в селении Шукты Акушинского района. До 16 лет жила в Мурманске. В 2009-м закончила 1-й Мурманский лицей. В 20014-м — Государственный университет по землеустройству (ГУЗ) по специальности «городской кадастр». В настоящее время заканчивает дополнительное образование в МИИТ (МГУПС), на факультете лингвистики по специальности «переводчик в сфере коммуникаций».
— Как девушка с творческими способностями выбрала техническую специальность?
— Я всегда считала себя технарем. В школе передо мной стоял выбор: лингвистика или технические науки. На принятие решения повлияла моя учительница, которая увидела во мне задатки технических наук. Она сказала, что лингвистика должна быть дополнением к основной технической специальности. Отталкиваясь от этого, я подавала документы в технические университеты.
— Почему именно Государственный университет по землеустройству?
— Пыталась выбрать не совсем техническую и не совсем гуманитарную специальность, в итоге — ГУЗ, специализация — кадастровый инженер, где изучаются и юридический, и технический, и графический аспекты данной деятельности.
— Профессия кадастрового инженера сейчас востребована?
-Да, поскольку строительство идет всегда, недвижимость в обороте. Я работаю в государственном учреждении «Мосстройинформ», являюсь специалистом отдела по подготовке градостроительных планов земельных участков города Москвы. Черчу планы, воспроизвожу информацию о строительных характеристиках и ограничениях в отношении заявленного земельного участка.
— Ввиду своей специализации ты наверняка обращаешь внимание на застройку в Москве. Что можешь сказать по этому поводу?
— Раньше я просто видела здание и думала: «Какой большой и красивый дом». Теперь смотрю на это с профессиональной точки зрения. Уже вижу, насколько нарушены нормы, особенно в многоэтажных новостройках. В целях максимального строительства не соблюдаются, к примеру, противопожарные расстояния между зданиями, что представляет для жителей некоторые неудобства в эксплуатации, а также является опасным для их жизни.
— Никогда не задумывалась, как строились дома в твоем родном с. Шукты?
— Когда в моем селении строились новые дома, начиная с 1995 г., я была далека от этой сферы, но сейчас мне кажется, что там, в горной местности, нормы соблюдены даже лучше, чем здесь, в мегаполисе. В советское и уже российское время председателем колхоза у нас был Магомед Чартаев. Он разработал экономическую модель управления хозяйством, которая так и называется — «модель Чартаева». За счет средств колхоза он отстроил всем жителям новые дома (показывает фотографии).
— Эти дома, как и постройки в Центральной России, напоминают модные застройки — таунхаусы. Чем они популярны?
— Одно из предположений — психологический аспект. Мы — люди, нас тянет к природе, земле, а в небоскребах человек «оторван» от этого. Ну и потом, недаром говорят: «Мой дом — моя крепость». Именно там человек чувствует себя защищенным, ему комфортно, есть личное пространство, недосягаемое для других. И, наконец, это своего рода удачный симбиоз городской квартиры и загородного дома.
— А теперь поговорим о творчестве. Ты занимаешься декорированием национальной одежды уже 3 года. Это хобби или качественно новое направление деятельности?
— Пока, к сожалению, хобби. Из-за рабочего графика я занимаюсь им в выходные или в выкроенное время на неделе.
— Как рождаются твои эскизы?
— Я заимствую элементы национальных орнаментов, вижу в Интернете или на готовой одежде и уже сама придумываю что-то свое, добавляю, меняю. Как правило, это геометрические фигуры и цветочные мотивы.
— Какие изделия, декорированные тобой, уже увидели свет?
— Пока их немного. Это нагрудные элементы в виде рисунков или вышивки, пояса с национальными узорами, вышивка на манжетах и воротничках.
— Как считаешь, повседневная одежда с элементами национального декора может войти в нашу жизнь?
— Конечно. Это не громоздко — всего лишь вещи, стилизованные декоративными элементами и вышивкой, украшающие одежду не хуже рюшей и других элементов.
— Почему, на твой взгляд, национальные элементы до сих пор не вошли в нашу повседневную жизнь?
— Скорее всего, дело в ценовой недоступности. Но в последнее время это распространяется, становится популярным и более доступным. И всё чаще на различных мероприятиях — неформальных встречах или праздничных концертах — можно встретить людей в одежде с национальными элементами.
— Есть амбиции стать дизайнером и выпустить коллекцию одежды?
— Я думала об этом. Всегда останавливало то, что не обучалась технологическим основам шитья. В скором времени буду более свободна от учебы и начну тщательно обдумывать этот вопрос.
— Не могу не спросить и о твоей общественной деятельности. Какое участие принимаешь в вольном обществе «Дарго» (объединение даргинской молодежи Москвы) и КДМ ООД «Российский конгресс народов Кавказа»?
— В Мурманске наших земляков было очень мало, и тяга к ним вылилась в мое вступление в данные организации. Это лучшие представители своих республик с собственными целями, интересами и культурами. Именно таких ребят объединяет КДМ ООД «РКНК». Считаю, что нельзя ограничивать себя только земляками. Всегда интересно находить что-то общее и различия. В этой организации я уже 4-й год.
Вольное общество «Дарго» — попытка собрать даргинскую диаспору в Москве. У ее истоков стоит молодой и амбициозный парень Абдурахман Исмаилов. Он активно развивает группу, выкладывает «ВКонтакте» информацию о нашем народе, исторические факты, а также занимается распространением даргинского языка для желающих его выучить. На данном этапе у общины есть костяк и далеко идущие планы.
— А у тебя они какие?
— Честно говоря, боюсь загадывать. Конечно, это карьерное развитие и продвижение своего хобби.
— Творчество для тебя — это самореализация или что-то большее?
— Любое творчество – автопортрет, проявление себя, своей жизни. У каждого оно выражается по-разному, даже готовка — это уже творчество. Ну и, конечно же, нельзя стоять на месте, нужно постоянно развиваться.
— Твой жизненный девиз?
— Он заключается в идее, что мы формируем свою жизнь сами. Всевышний дает нам право выбора, и в соответствии с этим человек сам выбирает собственный путь. Жизнь — это и есть путь.
Мария Малова | г. Москва