С пятого июня стали появляться первые результаты ЕГЭ-2024. Говорить о результатах начали с хорошего – со стобалльников. Их фотографии заняли новостные ленты, ведь эти ребята одолели экзамен-«страшилку» нокаутом. «Молодежка» узнала их мнение о процедуре проведения ЕГЭ и следует ли от него отказаться.
Стобалльники по литературе и химии, с которыми мы поговорили, уделяли подготовке к ЕГЭ очень много времени: дополнительно занимались со своими учителями, проходили курсы в онлайн-школах, часами сидели, занимаясь самостоятельно. В этом году на ЕГЭ 11 детей получили 100 баллов по химии, 5 детей – по литературе.
Ученица 11-го физико-технического класса махачкалинского лицея №8 Амина Магомедова путь к ста баллам по химии начала с 9 класса. Подготовка, говорит она, не была для нее мучением: удовольствие приносил разбор даже самых сложных заданий. Завидное усердие проявила и другая стобалльница по химии, выпускница гимназии села Гуни Казбековского района Патимат Садуева.
«Я могла спокойно по 6 часов сидеть и заниматься. Я осознаю, что за 11 класс не посмотрела ни один сериал, ни один фильм», – отреагировала Патимат на вопрос, часто ли она ленилась, отвлекалась.
Обе девочки назвали самыми сложными задания 33 и 34. Это задания из второй части ЕГЭ по химии.
Рассчитывать на высокие баллы по этому предмету, ограничиваясь знаниями, которые дают в школе, сделали вывод Амина и Патимат, рискованно.
«34 задание не решается в школьной программе, 23 задание на исходную равновесную концентрацию – тоже не решается. Некоторые реакции вообще по-другому записываются на ЕГЭ, та же самая реакция альдегидов, алкинов с аммиачным раствором оксида серебра намного легче расписывается в школьной программе», – объяснила Патимат важность допподготовки.
Высокий балл, говорят девочки, может обеспечить не только допподготовка по самой химии, но и по математике.
«Чтобы сдать химию на сто баллов, – сказала Амина, –нужно хорошо знать математику. Если ребенок вообще в ней не разбирается – он теряет достаточное количество баллов».
Те же самые задачи на расчеты — 33 и 34, по словам Патимат, далеко не каждому под силу, если не слишком хорошо разбираешься в математике.
Мнения сходятся и расходятся
16 апреля на Едином республиканском родительском собрании «Мой ребенок – выпускник» родители высказали представителями минобрнауки Дагестана возмущения, связанные с формой проведения ЕГЭ. Камеры наблюдения, металлоискатели, тщательная проверка, сотрудники полиции на пункте проведения экзаменов, говорили они, доводят детей до того, что они забывают и то, что знают.
Мы поинтересовались у девочек, считают ли они излишними эти меры предосторожности.
«Мне кажется, контроль за тем, чтобы дети не проносили телефоны, справедлив, потому что все должны быть в равных условиях. Но бывают моменты, когда либо преподаватели, либо люди вокруг нагнетают, убеждают детей, что это самое главное событие в их жизни, заставляя детей слишком сильно переживать. Я думаю, что вот этого быть не должно»,
– считает Амина.
В начале июня депутаты Госдумы внесли законопроект об отмене ЕГЭ, предложив вернуться к традиционным госэкзаменам. В этом вопросе мнение наших собеседниц с мнением депутатов разошлось.
«По словам окружающих, раньше для поступления в вузы нужно было давать взятки, при поступлении учитывались не только интеллектуальные, но и финансовые возможности. Я считаю, что ЕГЭ дает хорошую возможность поступить без денег. Думаю, ЕГЭ не стоит отменять, потому что все может превратиться в то же, что было тогда», – рассуждает Патимат.
Об отмене, считает Амина, можно говорить в случае, если будет предложена альтернатива лучше ЕГЭ. Экзамен в ЕГЭ-формате – это очень хороший шанс, чтобы люди поступили за пределами своего региона, говорит она. Обе девочки хотят получить медицинское образование за пределами Дагестана. Мечта – Сеченовский университет.
Принятие законопроекта, считают депутаты, избавит школьников от «бессмысленного заучивания ответов на тесты», повысит уровень их знаний и в перспективе предоставит стране более высококвалифицированных специалистов.
«Я не думаю, что ЕГЭ отупляет человека. Наоборот, при подготовке к ЕГЭ я узнала очень много нового не только из области химии…» – подчеркивает Патимат. С тем, что ЕГЭ – это бессмысленное заучивание, не согласны все наши собеседницы.
Также, по мнению авторов законопроекта, «содержание ЕГЭ оторвано от школьного курса». С этим, как мы убедились, выпускницы не слишком спорят.
На одной стороне
Не только химия, но и ЕГЭ по литературе многого требует. «Определенно да. Школьная программа не предполагает погружения в произведения, глубокого анализа», – ответила стобалльница по литературе Алина Муртузова на вопрос, есть ли в ЕГЭ вопросы, которым в учебной программе не уделяется внимание. Выпускница 11 физматкласса махачкалинского лицея №39 Алина начала подготовку к ЕГЭ с сентября 11 класса.
ЕГЭ-2024 стал особенным для Бабаюртовского района. Впервые за всю его историю там появился стобалльник – это ученица школы села Геметюбе Нахибат Коркмасова. Максимальные баллы школьница получила по литературе.
ЕГЭ по литературе, отметили выпускницы, единственный экзамен, где очень мало заданий – их 11: шесть – тестовая часть и пять сочинений.
«Экзамен по литературе считается одним из сложнейших из-за объема заданий, ограниченности времени и… не совсем справедливого распределения баллов, по шкале 1 потерянный первичный балл примерно равен 6 вторичным. Можно сказать, что у учеников нет права на ошибку, если они рассчитывают на хороший результат. Когда я только начинала писать сочинения, я ощущала неуверенность из-за отсутствия определенной структуры написания, такая непривычная свобода выбивала почву из-под ног», – рассказывает Алина.
По словам Нахибат, если хоть одно из этих заданий не выполнено, теряется очень много баллов.
«Я бы посоветовала начать готовиться как можно раньше, чтобы не терять время. Читать нужно много. Что меня спасало, когда я уставала? Я смотрела экранизации классических художественных произведений. Это и отвлекало, и помогало одновременно», – поделилась Нахибат.
Подготовка к ЕГЭ по литературе, подчеркнула Алина, помогла ей в развитии способности быстрее мыслить и работать в условиях ограниченного времени. Нахибат говорит, что теперь она может «с легкостью писать сочинения, анализировать тексты и понимать их с другой стороны».
«Я всегда старалась заниматься более трех часов в день. В этом мне помогали приложения с таймерами и ограничением использования телефона, что повышало концентрацию во много раз», – поделилась выпускница.
В споре «за и против ЕГЭ» почитатели литературы на одной стороне с почитателями химии.
Отменять ЕГЭ не стоит, к нему уже все привыкли: учителя, репетиторы, да и сами школьники понимают, что из себя представляет экзамен, какие в нем критерии, задания, говорит Алина.
«Положительно! Приятно развеять миф и доказать, что Дагестан может славиться не только спортсменами, но и интеллектуальными, творческими и культурными достижениями», – ответила Алина на вопрос, как она воспринимает то, что стобалльники становятся героями новостей.
Нахибат тоже считает это внимание заслуженным. Все-таки за этими баллами стоит очень упорная работа, говорит она.
Алина планирует стать журналистом и писать о культурной жизни Дагестана. «Люблю листать родной «Орленок-Дагестан» (она юнкор газеты. – Прим. ред.). В целом информацию узнаю из новостных телеграм-каналов», – ответила она на вопрос, какие дагестанские издания любит читать.
Нахибат планирует поступить на филфак и стать педагогом. Не отрицает, что в дальнейшем может уйти в другую сферу.
Мы спросили, не сдерживают ли ее маленькие зарплаты в сфере образования и что она думает по этому поводу. «Согласна, – отреагировала Нахибат, – учителя зарабатывают мало. Так недооценивать работу учителя, педагога несправедливо».
Издание полностью поддерживает мнение Нахибат, а также считает, что к обсуждению вопросов, касающихся ЕГЭ, стоит привлекать и стобалльников.
Амина Магомедова