«Если не читает один человек – это его личная проблема. Если не читает вся страна – это трагедия нации». Именно эти слова И. Бродского отвлекали меня от чтения, когда я сидела в почти пустой библиотеке. Может, дело в том, что все обычные посетители на учебе и нет времени на библиотеку, а может, в том, что чтение вообще обесценилось.
Когда учишься на филологическом факультете, где просто невозможно и даже стыдно не читать, ты мало себе представляешь мир, где мало времени уделяется художественной литературе. Но этот мир существует, и не везде в разговоре можно услышать так знакомые тебе имена книжных героев. То, что теперь всё меньше и меньше читают, знают все. Кто-то обвиняет школу, где количество часов на изучение литературы катастрофически уменьшено. Кто-то винит во всём нехватку времени. А ведь раньше книги достать было куда труднее, но читали намного больше. Заядлый троечник тогда был много начитаннее троечника сейчас. Люди собирали макулатуру, чтобы получить хорошие издания классической литературы, книги выписывались и бережно собирались. Семьи создавали свои собственные библиотеки на дому. Сейчас почти вся мировая литература в любой момент может оказаться перед нами. Не нужно стоять в очереди за книгой, достаточно просто несколько раз кликнуть мышкой. Но читают всё меньше.
Говорят, что каждый любит читать, просто нужно найти ту самую книгу. Возможно, только может оказаться, что та самая книга на самом деле не будет чем-то настоящим. Не стоит забывать, что важен не просто факт прочтения чего-нибудь, важно, чтобы эта книга, это произведение что-то поменяли, сделали лучше. Полки магазинов завалены литературой не первого сорта, и человеку, которого не приучили к качественным книгам, сложно выбрать действительно хорошее произведение.
Как и многое другое, любовь к чтению начинается с семьи. Школа должна лишь поддерживать то, что дает семья. А значит, проблема не в сокращенных часах и не в плохих учебниках. Проблема в нас самих.
Аминат Мансурова