О трудностях современного школьного образования и его перспективах мы спросили у директора махачкалинской школы № 36 Ульяны Алиевны Касаевой.
— Как вы пришли в профессию? Не приходилось жалеть о своем выборе?
— Мой отец много лет проработал на должности директора в разных школах Дагестана. Поэтому эта профессия у нас в семье всегда занимала почетное место, по стопам отца я и пошла, так как с детских лет мечтала стать учителем. Окончила педагогический университет, устроилась на работу в эту школу, через три года меня назначили завучем. Проработала на этой должности 8 лет, так что в 2008 году, когда меня назначили директором, я уже имела руководительский опыт. И, соглашаясь, знала, на что иду — работа с детьми, родителями. Мне это всегда нравилось.
А на сегодня быть директором в городской школе не так уж легко, помимо того что у нас есть педагогические знания, мы должны владеть навыками менеджмента, управленческой деятельности. Тем не менее, в основном принцип работы демократический, я стараюсь выслушать всех — и родителей, и учителей. Исходя из этого, принимать решения. Естественно, решения направлены на благо школы и наших детей.
— Обязана ли школа воспитывать детей? Или это задача сугубо родительская, а школа — только учит?
— Я считаю, что школа и семья должны работать бок о бок. То есть друг друга дополнять. Семья имеет огромное значение, дети по большей части прислушиваются к родителям, естественно. Но школа тоже обязана их направлять, говорить, показывать. То есть между родителями и школой взаимопомощь, взаимопонимание должны присутствовать. Однобоко детей воспитывать не получится, подход нужен системный, налаженный, только тогда мы выпустим из этих стен полноценных граждан своей страны.
— Какова главная проблема, которая сегодня стоит перед школой?
— Мотивация детей. Многие из них видят, что люди с высшим образованием, как у нас говорят, сидят на базаре, торгуют, не реализовали себя по специальности, и складывается такое мнение: зачем мне столько лет трудиться, прилагать усилия, если в итоге они окажутся тщетными. Нужно объяснить детям, что впредь эта система не будет действовать, что уже она меняется, что на сегодня профессионалы востребованы. К сожалению, это донести довольно сложно, потому что ценности изменились, дети смотрят, у кого хорошая машина, телефон, дом, доходы высокие. Вы сами знаете, зарплата бюджетников не такая уж высокая, у бизнесмена и предпринимателя прибыль выше. Поэтому самое главное — мотивировать детей получать знания.
Уже прослеживается тенденция, когда ребята видят, что на конкурсной основе принимают на работу, что везде нужны знания компьютерных технологий, иностранных языков. То есть все больше ребят заинтересованы в том, чтобы получить достойное, качественное образование. Тем не менее, останавливаться на этом этапе нельзя, разъяснительную работу надо продолжать.
— Российская школа возвращается к школьной форме. Как, по-вашему, способна она повлиять на успеваемость или это просто уравнительный элемент?
— По крайней мере, дети не отвлекаются на такие мысли, что у кого-то лучше, красивее, дороже. Не думаю, что форма способна повысить качество образования, но она вносит свой вклад в повышение дисциплины. Она создает комфортные условия для того, чтобы ребенок видел, что у всех есть равные права в получении образования. Мы ввели форму — классический костюм для мальчиков и девочек, помимо всего прочего, просто приятно на детей смотреть, когда они все в одинаковом.
— Не все выпускники поступают в вузы, как вы оцениваете перспективы учреждений среднего профессионального образования?
— СПО — очень нужная вещь. Вот, например, школу должны закончить все дети, чтобы какой-то документ об образовании у них в руках был. Было время, когда учреждения СПО ушли из виду, закрывались колледжи и техникумы. Но не все дети в состоянии учиться в вузах. Я имею в виду, не всем дано. Есть такие, которые схватывают вузовскую программу, есть такие, которых нужно подталкивать.
Сейчас, знаю, идет тенденция возрождения СПО, считаю, что это прекрасно. Ведь если мы посмотрим назад, то в советское время не было такого количества студентов университетов, да и самих вузов в таком числе. Сейчас посмотрите, сколько филиалов пооткрывалось. А потом мы удивляемся, почему специалистов нехороших выпускают — потому что техникумов нет, училищ нет, а где-то учиться дети должны, вот они и попали в вузы, но не могут потянуть программу. А в учреждениях СПО они получат профессию по своим способностям.
— Расскажите о педагогическом составе, много в школе молодых учителей?
— Можно по пальцам посчитать взрослых людей, на пенсию ушли многие. Молодых я привлекаю, кто-то выдерживает, им нравится, остаются, кто-то, проработав год, уходит, говорит: «Это не мое».
А вот найти учителя физкультуры — большая проблема. Сегодня делали сводку — по этому предмету всего один человек, именно специалист, который закончил физкультурный факультет. Там учатся в основном ребята, они со школьной зарплатой семью обеспечить не могут, поэтому ищут другую работу. Но мы нашли выход — наши учителя прошли переподготовку по физической культуре.
По остальным предметам такой нехватки нет. Конечно, специалисты разного уровня бывают, но, тем не менее, они приходят работать в школу.
— Чем нынешнее поколение отличается от вашего?
— Не сказала бы, что одно поколение чем-то хуже или лучше. Просто нельзя всех под одну гребенку. Есть очень целеустремленная молодежь, которая хочет и работать, и себя показывать, и творчески подходит к труду. Но есть и такие, которые специальность получили по настоянию родителей, работать особо не желают. Однако они были во все времена, не только сейчас.
— Учебный год только начался, и многие учителя и родители говорят о нехватке учебников. Наблюдается ли в вашей школе такая проблема?
— Нехватка есть, и очень сильная. Потому что в прошлом году на 100% обеспечивали, в этом — уже в 4-ые классы нам недодали учебники. Естественно, родителям придется их искать, покупать. Учебники для 1 — 3 классов есть, потому что мы сохранили книги, полученные в прошлом году. А для 5 — 11 классов мы книги уже 5 лет практически не получаем. Всего школа обеспечена на 30%.
— Ваши пожелания читателям «Молодежи Дагестана».
— Молодежь хочет сразу хорошую работу, а если не получилось, сразу опускает руки. Я даже себе в блокнот выписала эти слова, которые уже не помню, где вычитала: «Обида, боль и жалость к себе — самые большие препятствия к собственному счастью и достижению цели». Вот эту фразу я бы посоветовала молодым людям использовать в качестве девиза. Потому что на самом деле часто бывает такое, когда нас какая-то мелочь вывела из себя, мы копим обиду в душе, а это тормозит наше развитие. Несмотря ни на что идти к цели — вот мое пожелание.
Асият Ибрагимова