Что должна в идеале давать нам школа? Образование. А что такое образование? Есть разное понимание смысла этого слова — от простого процесса получения знаний до формирования ума, характера и других определяющих качеств личности. Есть и такое понимание, что образование — это когда нужно чем-нибудь занять детей на 11 лет, и, честно говоря, глядя на школы сегодня, понимаешь, что это определение не так оторвано от реальности, как хотелось бы.
Когда я задумываюсь о тех знаниях, которые получил в свое время в школе, то сказать, что большинство из них мне в жизни не пригодились, практически ничего не сказать. Если не считать полученные в начальных классах умения читать, писать, складывать и вычитать (естественно, всё это до продвинутого уровня), остальные знания варьируют от общепросветительских до не пригодившихся и даже вредных. Несомненно, все предметы школьной программы так или иначе несут в себе полезную информацию. Однако процесс знакомства с ней был и остается необоснованно растянутым на года. Углубленное изучение алгебры, геометрии, физики, химии и биологии, по моему субъективному мнению, целесообразно только при наличии желания развивать себя в этих направлениях. Речь, конечно, не идет о базовых знаниях предметов, необходимость ознакомления с которыми очевидна. Например, понятие умножения и деления, фигур и их площади, основ электричества, клеточного и молекулярного строения и схожие им фундаментальные основы крайне важны. Несомненно, так же важны интегралы, многогранники, гармонические колебания, полимеры и генетика, но так ли необходимо это сегодняшним детям в школьной программе? Фундаментальные понятия всех этих дисциплин можно было изучать не обособленно внутри каждой, а в одном общем предмете, изучающем понятие законов мироздания в целом.
И вот теперь мне 35, и скоро мой сын сядет за школьную парту. А я всерьез задумываюсь, стоит ли при таком раскладе овчинка выделки. Во-первых, самое необходимое из школьной программы можно изучить за несколько лет (никак не 11), в зависимости от способностей ребенка. Во-вторых, на мой взгляд, иной раз, наблюдая, исследуя и даже играя, можно научиться куда большему, чем штудируя заданный параграф. В-третьих, процесс социализации и становления личности, на который родители опираются, как на весомый аргумент, отдавая детей в школу, утратил былые плюсы и перестал быть заманчивым (в школе можно научиться, мягко говоря, не только хорошему).
Вот на такие печальные выводы наводит сегодня школьная система образования. И хочется надеяться, что реформы образования, которые уже не первый год маршируют по нашим школам, это не только компьютерные классы, а что-то более фундаментальное и обнадеживающее. Пора учить детей в ногу со временем.
Магомед Маматаколов
P. S. Советую компетентным людям начать хотя бы с не выдерживающей никакой, даже слабонаучной, критики теории Дарвина. Она, наряду с уфологической и другими космическими теориями происхождения, могла бы пылиться в отделе научной фантастики, но до сих пор преподается как основа понимания происхождения человека и процессов развития.