В Дагестанском музее боевой славы все посетители сразу обращают внимание на немецкую печатную машинку "EriRa" 1948 года.
Но их взгляд быстро устремляется на верхнюю полку. Там лежит механический патефон. В соседней витрине — патефон электрический. Он напоминает маленький кейс. Глаза становятся шире от удивления, а в голове возникает вопрос: "Неужели всем этим пользовались?" Появляется непреодолимое желание испробовать все на деле.
— Не трогайте, пожалуйста, экспонаты руками, — раздается голос сотрудницы музея.
Иду дальше. Фотографии военных лет, документы, офицерская фуражка, предметы посуды, печати в коробочках, похожих на консервные банки, артиллерийские снаряды, гильзы, хирургические инструменты полевых врачей и многое другое. Витрины полны всеми этими вещами.
Внимание привлекает странный предмет прямоугольной формы, с двумя объективами. Похож на дальномер.
— Это кинокамера, — поясняет музеевед.
— Серьезно? Наверное, она ленточная? — спрашиваю я.
— Да. Внутрь наматывалась пленка.
Маленькая потертая гармошка еще немного задерживает на пути в выставочный зал на 2-м этаже. Здесь больше витрин с военным обмундированием. Кители, шинели, кожаные куртки летчиков, фуражки, бескозырки, летные шлемы и перчатки, даже сапоги, обшитые мехом — личные вещи Героев Советского Союза из Дагестана. Есть даже костюм летчика-истребителя Амет-Хана Султана. Он представляет собой комбинезон с носками и перчатками из малорастяжимой ткани. Побокам шнуровка. С ее помощью костюм подгоняют по фигуре летчика. Застежки вроде "молний" помогают легко надевать и снимать комбинезон. Для головы — кислородная маска, что-то среднее между противогазом и шлемом космонавта.
Теперь стою, перевожу взгляд с немецкой фляги, обитой мягкой тканью, на "голую" металлическую советскую и думаю: "А ведь немецким солдатам было комфортнее, но победили все равно наши".
Медленно продвигаюсь дальше и вижу в конце зала, прямо под бюстом Сталина, знамя. Ярко-красное. Фашистское! В недоумении ускоряю шаг и читаю надпись: "Одно из фашистских знамен, брошенных к подножью Мавзолея на Параде Победы 24 июня 1945 года". Вдруг понимаю, что сегодня 24. Июнь. Прошло ровно 70 лет. Неужели все это было правдой? Я в очередной раз мысленно говорю ветеранам спасибо за Победу.
Хадижа Кадиева,
студентка 1 курса
ОЖ ДГУ