Говорят, что прекрасный художник должен быть и прекрасным человеком. В этом я убедилась, побеседовав с известным художником, дизайнером и декоратором Закарьей Закарьяевым.
— Как начинался ваш творческий путь?
— Начался ли он? (Смеется). Увлечение рисованием было с самого детства, сколько я себя помню и как родители рассказывают. А любовь к работе с деревом, наверное, передалась мне по наследству, чему я очень рад. Мой дед был мастером по дереву.
После девяти классов, не ограничиваясь тем, что умею, я поступил в избербашское педагогическое училище, затем — в худграф. Учился где-то лет 10, но самая настоящая учеба начинается уже после института.
— Полученное образование помогло вам в работе?
— Естественно. Именно там в нас зажгли интерес ко всему. Это образование мне дало стартовую площадку, и я очень благодарен за это преподавателям.
— А как вы считаете: лучше, когда все средства для достижения цели даны человеку, или же когда он сам потом и кровью прокладывает себе дорогу?
— Редко бывает так, что вся дорога тебе проложена. Это должно идти изнутри. Не нужно ждать, что тебе с неба на голову что-то упадет. Нужно всего добиваться своим трудом, рассчитывать только на себя. Я сам придерживаюсь этого суждения и сына пытаюсь воспитать в таком же духе.
— Бытует мнение, что художнику для вдохновения что-то нужно: одному — музыка, другому — природа, третьему вообще — алкоголь. Откуда черпаете вдохновение вы?
— Я слушаю музыку. Но даже если и в этом случае оно не появляется, нужно просто заставить себя сесть за чистый холст и смотреть. Это как диалог с самим собой. Не надо думать о том, что ты будешь делать. Надо просто сесть и начать делать. Как игра. Ты включаешься в нее и не знаешь, к чему она в итоге приведет.
— Некоторые художники рисуют свои произведения много лет. Сколько времени у вас это занимает?
— На каких-то сложных работах я могу застрять. Может закончиться невовремя материал и т.д., и это мучает меня. Хочется поскорее сделать и освободить место для новых идей. Самое большее количество времени, которое я потратил на произведение — это около полугода, но тут, опять же, дело было только в материале.
— Просматривая ваши работы, редко находила пейзажи. В основном — люди или животные. С чем это связано?
— Не вдохновляет, честно. Ну, не мое. Пейзаж может быть частью картины, фоном. Хочется, чтобы там был человек, чтобы происходило какое-то действие.
— А каких людей вы любите рисовать больше всего?
— Простых. Тот же сосед, который счастлив и несчастлив по-своему, может стать героем моих картин. Обычный человек, занятый трудом, проблемами, бытом.
— Многие художники рисуют автопортреты. Вы рисовали себя?
— Никогда не ставил такой задачи. На мой взгляд, хочет художник того или нет, он все равно себя копирует в каждой работе.
— У каждого человека бывают взлеты и падения. У вас было такое? Хотели все бросить и начать заниматься другим?
— Пока нет, и надеюсь, что не будет. И я всем желаю этого. Пока художник на коне, этого практически никто не замечает, но не всегда так бывает. Идет время, меняются вкусы, а художнику сложно просто взять и перестроиться. Поэтому он угасает. Это страшное зрелище, даже врагу такого не пожелаешь.
— Помимо искусства, чем-нибудь увлекаетесь?
— Я езжу на байке. С 2011 года. Являюсь другом мотоклуба «Черные орлы». Несусь на мотоцикле и получаю свободу, ее иллюзию, вернее. Но у этого увлечения есть и обратная сторона. Для художника губительно, если он не может себя контролировать. Все время хочется кататься, но надо уметь иногда отказывать себе в этом удовольствии и идти в мастерскую. Больше времени проводить там.
— Знаю, что вы много стран объездили. Где понравилось больше всего?
— Перед любым путешествием возникает такое «предпутешественное» состояние, которое ни с чем не сравнишь. Ожидание праздника, говорят, порой даже лучше самого праздника. Больше всего, наверное, понравилось в Китае, хотя специфичность страны за проведенный там месяц немного утомила. Но понравилось мне везде. В прошлом году успел побывать и в Турции, и в Словакии, и в Австрии. После этого закрылся в мастерской и начал воплощать все возникшие в путешествиях идеи.
— Если бы была возможность путешествовать во времени, изменили бы что-нибудь в своем прошлом?
— Я бы не делал каких-то кардинальных изменений. Может, был бы временами решительнее, оперативнее. Иногда бывает такое, что по своей медлительности упускаешь выпадающие тебе шансы. Творчески реализовывать себя начал бы раньше, так как хочу все успеть в жизни.
— Расскажите про ваше творческое кредо. Что хотите сказать своими работами?
— Что бы и как бы я ни сказал, хочу, чтобы мои мысли были поняты. И поняты правильно. Каждая работа несет какой-то смысл. Каждый художник хочет, чтобы его понимали… и любили. Ребенок без любви не может долго прожить.
— Часто выставляете свои работы?
— Выставляться начал с 2005 года, с того времени — уже 4 раза. Представить работу на выставку — это для меня некий диалог с обществом. Не просто доску принес и закрыл дыру в стене. Каждая выставка для меня – большой стресс. Ведь вместе с работами я выставляю напоказ свою душу. В жизни еще можно как-то спрятать свои мысли, размышления, а на выставке – нет. Работы сами все за тебя скажут.
— Как вы думаете, что самое главное в жизни?
— Сама жизнь. Успеть пожить, увидеть мир, воплотить в реальность все идеи. Посеять добро — это, наверное, самое важное и самое сложное. Трудно оставить после себя что-то полезное и при этом остаться хорошим человеком.
Хадижат КАДИЕВА,
студентка 2 курса ОЖ ДГУ