Еще во времена царской России до постройки канала им. Октябрьской революции (1922—1923) наш город, который носил тогда красивое имя Порт-Петровск, испытывал острую нехватку воды, поэтому по всему городу были установлены водонапорные башни и колонки. Водонапорно-насосная башня на привокзальном рынке является их образцом, однако, вопреки распространенному мнению, она была построена для снабжения водой не города, а железнодорожной станции. Об этом свидетельствует отличительный знак ведомства путей сообщения — положенные накрест топор и якорь (они символизируют функции, которые исполняло транспортное ведомство 30-х годов XIX века: улучшение водных коммуникаций и прокладка шоссейных дорог), который выбит на фасаде башни под годом строительства. Таких башен в нашей республике несколько. Еще одна находится в Махачкале возле железной дороги на станции «Махачкала-1». Аналогичная ей стоит в Манасе, есть две кирпичные башни в Кумторкалинском районе и в Кизилюрте. Сейчас все они утратили свое былое значение. Но тогда без воды движение поездов остановилось бы. Ведь тогда тягловой силой были паровозы. Так от башен к колонке протягивали гидравлический рукав, перекачивали воду, а потом ее использовали рабочие.
Привокзальная башня отличается от других не только своей уникальностью в архитектурном плане, но и особой историей. Она была построена в 1910 году. По слухам, строили её армяне, которых тогда в городе было немало. Толщина стен внизу составляет 180 см, а кверху стены постепенно становятся тоньше. Во всю длину сооружения стояла бочка на заклепках. Наверху была небольшая комната, куда ведет каменная винтовая лестница, где, скорее всего, и находились все «рычаги управления». В башне два ряда окон по всему круглому периметру. Верхние окна квадратные и средние по размеру, а вот нижний ряд представляет собой высокие окна с «короной» наверху. Окна построены как в декоративных целях, так и чтобы внутрь попадал солнечный свет (электрический свет использовался в темное время суток). Когда паровозы перестали ходить, башня, как и остальные, стала ненужной. И хоть сейчас её используют как склад и сторожку, история её на этом не закончилась.
В 90-е годы известные всем братья Хачилаевы изменили внутренний облик башни (возможно, её хотели превратить в общественное заведение: кафе или ресторан). Сделали потолок и получился нижний этаж — что-то вроде прихожей. А в верхней комнате был сделан ремонт, и башня преобразилась! Потолок и стены были выкрашены в небесно-голубой цвет и украшены лепкой в виде красивых узоров, колонн и обрамлений. Нижнюю же часть стен обложили деревянными панелями, а подоконники отделали резьбой. Сами окна обклеили витражной пленкой, что придало им необычный и красивый вид. Выход на верхний «этаж», куда также ведет небольшая железная лестница, представляет собой деревянную будку с непрозрачными окнами. Крыша представлена в виде круглого навеса. Её деревянный потолок тоже украшен резьбой. По всему периметру «балкона» — красивые кованые ограждения. И отсюда открывается потрясающий вид на город и море! Но, проходя внизу, редко кто замечает башню. И так всегда и везде: мы не видим красоту, «спрятанную» перед нашим носом. А вы присматривайтесь, оглядывайтесь, где бы вы ни были. Может, и увидите что-то новое и интересное.
Хадижа Кадиева,
студентка 2 курса ОЖ ДГУ