Зарисовки о Великом потопе городского масштаба
Прошедшие в среду, 7 июля, в горах Дагестана ливни и спровоцированные ими селевые потоки повредили дороги в пяти районах республики. В Махачкале ливень тоже был и, как обычно, спровоцировал рождение новых историй и мемов в Интернете.
Дождь начался, когда я еще была в редакции. Нас не затопило, но от порыва ветра упал компьютер в соседнем кабинете, а длинный ковер в коридоре раздувало ветром, как парус. «На полу лежали личные дела сотрудников «Молодежки»… – писал коллега в общей группе в WhatsApp. – Тем временем гроза и сильный ветер дошли южнее, до Каспийска».
Такси до дома в среднем стоит 130 рублей, а в этот раз приложение показывало, что стоимость поездки обойдется в 442-759 в зависимости от класса автомобиля. Пришлось из двух зол выбирать меньшее – ехать в такси.
«Полтора километра за полчаса проехали, – таксист попался нетерпеливый, впрочем, как и все дагестанцы за рулем. – Весь город стоит. Спереди пробки, сзади пробки».
В какой-то момент от монотонного бурчания водителя я просто уснула. Меня разбудил Адриано Челентано с песней «Я итальянец». Водитель решил включить ее на полную громкость, чтобы я, видимо, продолжала слушать его монотонную речь.
«Мы сдвинулись с точки?», – спрашиваю сразу же в надежде, что проспала половину пути.
«Разве что с точки», – отвечает он.
По трассе идет мужчина лет 55. Идет, видя лишь перед собой цель и не замечая препятствий (машин).
«Так быстрее, брат, да?» – интересуется у него водитель.
«Таксист «Анжи» включил пробку, там сумма набежала большая, пришлось выйти».
«Вах. Садись, – предлагает водитель. – Мы же братьями друг друга называем, а в такие моменты не помогаем друг другу. Когда, если не сейчас?»
В машине (по радио) звучит грустная музыка, мимо проходят люди, на остановке стоит огромная очередь и отчаянно ждет маршрутку. Три женщины пытаются нас остановить. Мы смеемся, потому что нет места, они смеются, потому что руку поднимают уже на автомате.
– Чуть дождь пойдет – и всё, город в беде, – говорит таксист (под грустную музыку его слова звучат особенно эпично). – Не надо воевать, ничего не надо. Ливень загони сюда, и всё.
– Россию можно не ракетами взять, дождем, – отвечает клиент такси «Анжи».
***
Вот что рассказывают мои коллеги, которых разгул стихии застал в городе.
Анастасия Расулова:
«Заправка под мостом на углу Ленина и Кирова оказалась спасительным островком для десятка машин. Под навесом столпились люди, человек 15-20, многие из них снимали потоп на мобильники.
– Давай, давай, сюда!– махали они руками водителям мимо проплывающих машин. Казалось, вся вода города течет сюда, образуя махачкалинское Койсу. Пара манипуляций, и еще одна машина втиснулась под навес.
В это время переплыть, ой, перейти дорогу в сторону заправки пыталась девушка с ребенком на руках. Девочка громко плакала. Один из мужчин бросился им навстречу и тут же вымок до нитки.
Жертвы непогоды собрались в маленькой кофейне при заправке. Выпить кофе было невозможно – электричество отключилось тут еще с первыми порывами ветра.
В дверях появляется мужчина в насквозь мокрых джинсах, с него стекает вода:
– Кто тут старший? Брат, я немножко намок, дальше заходить не буду. Дай мне бутылку воды.
С улицы послышался шум и крики людей: какую-то металлическую будку возле заправки снесло потоком грязной воды.
–Бааллин, там были мои вещи! –сказал один из работников заправки.
– Мало тебе, – ответил ему второй. И оба засмеялись.
Под мостом какой-то мужчина плывет. Просто плывет на спине. Сначала в одну сторону, потом в другую. Под дружный хохот очевидцев.
А мимо него плывут легковые машины. Две из них в итоге заглохли и остались стоять в воде. У одной оторвались номера, какой-то мужик долго бежал за ними, пытаясь выловить. Поймал.
Через пару часов уровень воды стал стремительно уменьшаться. И машины постепенно стали разъезжаться.
– Удачи вам! Заезжайте, если что! – провожал их босоногий работник заправки.
Ислам Абакаров:
«Меня буря в здании «Газпрома» напротив Джума-мечети застала. За газ платить пришел. Девушка, которая делала перерасчет, достала «файлик» и вслух рассуждает: «Сюда нога влезет?» Оказывается, обо мне беспокоилась. Чтоб ноги не промочил, когда на улицу выйду. Я говорю: «Спокойно, я не в носках, и у меня тапки». Вчера – да, было единение такое по городу.
А потом я плыл к своей машине по Венгерских. Оставил на техстанции ее. Терял тапки. По грудь в воде прорывался, без преувеличения. И мне не очень весело, когда эти видео смотрю. Потому что это была вода, смешанная с канализацией (с соответствующим запахом), с плавающим в ней мусором из мусорных баков. Никакой романтики, честно говоря.
Я бы поснимал вчера, потому что реально было фантасмагорично. Но трубка разряжалась уже, а мне надо было на связи оставаться. Чтобы, если что, последнюю волю озвучить родным и близким, ага. Меня тоже угораздило потом на машине еще под мост выехать, но я вовремя на Батырая свернул и потом по мосту часа полтора домой добирался».
Социальные сети
«В Махачкале таксисты обычно хвастаются, что знают каждую яму. Но не в этот раз: «Надо вспомнить, где какая яма была»», – поделился наблюдением один из пользователей соцсетей.
«Кошмар, нас залило, верхние этажи!– сообщил другой махачкалинец. – Такого не было лет 200.И свет потух, видимо, замкнуло».
«У меня со стороны парка окно открыто было, ручьем по подоконнику текло, и ковер намочился. Ну, и свет вырубился. До аварийной дозвониться невозможно. Все операторы заняты», – ответили ему.
«Аж моря не видать», – добавил другой.
«Может, ковид смоет к чертям собачьим?» – выразил надежду еще один участник дискуссии.
«Намоет новых штаммов», – огорчил его пессимист.
***
Люди спасались и успевали снимать тех, кто спасается и спасает. Самое эпичное видео из тех, что были в Сети по теме потопа в городе: женщина выходит из маршрутки на Акушинского – и ее уносит волной. Она плывет по течению и даже, кажется, не пытается сопротивляться. Кто-то шутит в соцсетях: «Ужас какой. Хотя я хоть так на море попаду».
Всех сейчас волнует один вопрос: «Поймали ее или нет?» Мы не знаем, нам с ней связаться не удалось. Но, если она нас читает, мы надеемся, что все с ней хорошо.
– А еще орлы вот такие подводные, –писали о парнях, которые не идут, не едут, а плывут навстречу приключениям.
– Это наши серферы.
А кто-то делал рекламу:«У меня новые кроссовки, я успел подняться, помогите, заберите меня, я спешу, мне надо купить детскую коляску в «Легких колясках»».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
***
Махачкала после ливня, да и вообще, напоминает вымышленный город Анк-Морпорк и его реку Анк в серии книг «Плоский мир» Терри Пратчетта: «Вода в ней настолько плотная, что по ней можно ходить. Горожане странным образом гордятся этим фактом: «Наши воды – чистейшие на всем Диске, ведь нельзя быть грязным, пройдя через такое количество почек»».
Здесь, как и в Анк-Морпорке, предпочитают «настраивать здания поверх старых, занесенных илом, а не откапывать их».
***
«Что бы было, если бы ливень шел чуть дольше?» – вопрошал мой таксист.
Думаю, ничего бы не было. Мы бы построили корабли, уплыли бы, «пока есть возможность, из Дагестана и начали бы жить счастливо». Предприимчивости у нас не отнять.
Читайте также Увидеть цех и не умереть