А вы знали, что в армспорте 86 приемов? И что у хорошего армрестлера все участки тела от кончика мизинца до мышц спины должны быть железобетонными и желательно пуленепробиваемыми? Об этом и многом другом в интервью «МД» рассказал многократный чемпион мира по армспорту Абдула Эльдаров.
— Насколько мне известно, вы увлекаетесь армспортом с детства.
— Все верно. Мне был интересен этот спорт еще со школьной скамьи. С помощью него можно было легко и быстро выяснить отношения. Я был сильнейшим в классе, а годам к 14 стал самым сильным в школе.
— Когда начали заниматься им на профессиональном уровне?
— Это произошло после того, как я переехал из Кизилюрта в Махачкалу в 96-м году. Здесь принял участие в чемпионате Дагестана и занял первое место. А на чемпионате России в том же году стал четвертым. Не имея техники, не зная азов этого спорта, из тридцати участников стал четвертым – думаю, это был неплохой результат.
— Когда пошли первые победы?
— Уже на следующий год. Я стал чемпионом России, серебряным призером чемпионата Европы и бронзовым медалистом чемпионата мира. Ну, а с 98-го по 2003 на чемпионатах мира, можно сказать, не проигрывал. Это был самый результативный период в моей карьере. Мы вместе с Ибрагимом (Ибрагим Ибрагимов – еще один многократный чемпион мира по армспорту из Дагестана. – Ред.) выступали настолько уверенно, что наши соперники старались переходить в другие весовые категории, лишь бы с нами не столкнуться.
— Наверное, веселые были времена. Сейчас вы уже полностью перешли на тренерскую деятельность?
— Может, еще выступлю где-нибудь пару раз. Но основная моя задача теперь воспитывать молодежь. Тренирую я в Каспийске, в школе Курамагомеда Курамагомедова. В Каспийске этот спорт умер, потихоньку начинаем его возрождать. Думаю, к следующему году эта деятельность принесет свои плоды.
— А именно?
— Чемпионов Дагестана к этому времени точно воспитаю. И думаю, подготовлю нескольких ребят, которые смогут бороться за призовые места на чемпионатах России. Человеческий ресурс есть. Три месяца назад в зал пришел один парень и сказал: «Я сюда не просто так пришел. Хочу стать чемпионом мира». Я говорю: «Хорошая заявка, мне нравится. Посмотрим, как будешь работать». И, знаете, мне пока нравится, как он работает.
— Человеческий ресурс есть. Как обстоят дела с финансами?
— Не очень хорошо, и по большому счету в это все и упирается. У нас много ребят, которые хотят заниматься данным видом спорта. Они становятся победителями чемпионатов Европы и мира, а на них внимания не обращают. Элементарно – букетом цветов в аэропорту встретить не могут. У нас поощряются в основном олимпийские виды спорта. Про другие – чаще всего забывают. А ведь это спорт, олимпийский он там или нет, неважно. Самое главное, что ребята не курят там по закоулкам, а в зале развиваются. Известно же, что настоящие спортсмены всегда бывают благородными людьми. Они никогда не залезут в какое-нибудь дерьмо.
— В этом плане что-то измениться может?
— Потихоньку уже меняется. Плюс для армспорта в том, что он внесен в программу Кавказских игр. В сентябре этот турнир будет проводиться у нас. И перед нами поставлена задача во что бы то ни стало завоевать первое место. Чечня нас опережает пока. У них практически все легионеры. Из Москвы легкоатлетов закупили, из Литвы обычно чемпионов мира по перетягиванию каната привозят.
— А сборная по армспорту из кого состоит?
— Из осетин в основном. Чемпионов и призеров мира.
— А Осетии что же осталось?
— У них этот вид спорта так развит, что они несколько сборных сформировать могут. Я не помню, чтобы за последние лет 20 сборная Осетии на чемпионатах России опускалась ниже первого места в командном зачете. Они закрывают все весовые и возрастные категории. На последний чемпионат России они привезли 80 человек. Мы пятерых. Вот такое соотношение.
— Получится навязать борьбу в таких условиях? У Чечни сборная Осетии, у Осетии – сборная Осетии…
— Будем стараться. Нам вполне под силу стать первыми. В прошлом году мы выступили не очень удачно по стечению обстоятельств. Главный тренер дагестанской команды заболел, и мне буквально за месяц до начала соревнований звонит заместитель министра по спорту и говорит: «Абдула, надо подготовить ребят к Кавказским играм». Нельзя подготовить спортсмена к такому серьезному соревнованию всего за месяц. Нужно полгода как минимум. Там же конкуренция, как на чемпионате мира. Но в этот раз мы готовимся серьезно.
— Незнающего человека эта информация сильно удивит: какие полгода, там же люди просто на руках ставятся…
— Армрестлинг сложный вид спорта. Да, человек со стороны скажет: да ладно, что там сложного руки ставить? И окажется не прав. У профессионального армрестлера не должно быть ни одного слабого места в руке. Да что там в руке? Во всем теле. Начиная с фалангов левого мизинца, заканчивая мышцами спины – все должно быть сильным. В армспорте 86 приемов. Представляете, сколько над ними нужно работать?
— Вас не звали возглавить какую-нибудь сборную?
— В 2003-м мне предлагали тренировать сборную Японии, но я отказался. Я бы не смог там жить: родные и близкие у меня здесь. Решил, что лучше быть рядом с семьей, чем где-то на чужбине, даже если там открываются хорошие перспективы. Тем более, перспективы появились и здесь. Я давно хотел заняться тренерской деятельностью. Сделать кого-то чемпионом мира – это же прекрасно. Значит, не зря все эти годы сам занимался. Не зря набирался опыта и трофеев – есть кому передать свои знания.
— Это правда, что каждый тренер мечтает воспитать спортсмена, который сможет его превзойти?
— Конечно. Я жду дня, когда кто-нибудь из учеников сможет меня победить. Это будет очень радостный день.
Руслан БАКИДОВ