В Российском образовательном пространстве всё явственнее ощущается дефицит квалифицированных педагогических кадров. Эта проблема актуальна для всех уровней и видов образования, но особенно болезненно, на взгляд инженера, сказывается на подготовке специалистов технического профиля.
«Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро». Помня песенку мультяшного медвежонка, я по дороге на работу забежала на минуточку в музыкальную школу. У дверей актового зала остановилась — там звучал рояль и слышался глубокий, немного дрожащий (видимо, от волнения) голос. Мальчик пел песню о Дагестане. Заглянув в зал, я увидела за роялем преподавателя Зарифу Гасанову, а рядом стоял красивый мальчик (как узнала потом, Расул ). Он прервал песню и внимательно слушал замечания педагога.
Зарифу я знаю давно, всегда восхищалась ее трудолюбием, любовью и преданностью своему делу по раскрытию молодых талантов. Именно она написала новую песню о Хасавюрте к юбилею города. Ее на празднике исполнил ансамбль «Мелодия» Центра традиционной культуры народов России. Зарифа руководит хором мальчиков при детской школе искусств и часто сама пишет музыку к песням, которые исполняет хор.
Сейчас она занимается с Расулом, поскольку считает, что музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость. А такой друг мальчику просто необходим. Расул болен и очень чувствует свое одиночество.
Классическая музыка дагестанских композиторов всколыхнула в мальчике все тревоги, чувство безнадежности, отчаяния, со дна сознания поднялись воспоминания о самых сложных временах жизни. Всё это почувствовала Зарифа и решила лечить Расула по-своему – музыкой. Еще древние китайцы считали, что музыка избавляет порой от тех недугов, которые неподвластны врачам. Они «принимают» классические музыкальные произведения, как таблетки или лекарственные травы, чтобы поправить здоровье. В Индии национальные напевы исполняются как профилактическое средство во многих больницах. А в Мадрасе открылся даже специальный центр по подготовке врачей-музыкотерапевтов.
Я вспоминала всё, что знала раньше о влиянии музыки на человека: утверждения Аристотеля, об «эффекте Моцарта», о том, что хорошая музыка так приятна, она создает неповторимую атмосферу, к ней хочется возвращаться. Думала об этом, возвращаясь на работу. Работа моя творческая. Тут, что называется, расслабиться некогда. Нагрузка немаленькая. Конечно, устаешь. Что тут сказать? Но часто замечаю удивительную вещь. Вот, вроде, не очень хорошо себя чувствуешь, слабость, настроение не такое замечательное, а приходишь на работу — и волшебным образом всё проходит. И это действительно так. Чудеса. Дети в хореографическом классе дают тебе свою энергию, радуют своей непосредственностью и желанием работать, и ты замечаешь, как всё преображается. А когда заиграют музыканты…
Богата и своеобразна народная музыка, песни, танцы. Мне очень хочется поделиться своими впечатлениями о дагестанской музыкальной культуре. Это совершенно особое явление — удивительные по своей гармонии созвучия в дагестанской музыке, потрясающие зажигательные ритмы. Недавно в программе новогоднего концерта в Хасавюрте был замечательный номер – два музыканта исполняли национальные мелодии, играя то на зурне, то на свирели, то на кларнете и дудуке. Они так играли, что это запомнилось надолго! Столько огня, столько страсти, удали, такой драйв! Одно воспоминание об этом — радость.
А сегодня я увидела и услышала Расула.
Вот так и родился новый проект «Маленькая дагестанская филармония». Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она может привести в состояние тоски, скорби, тихой грусти; может вдохновить, вселить в него дух бодрости и энергии. Очень важно, какую музыку предлагают человеку слушать. Но если в городе нет филармонии, музыкального театра, концертного зала, где профессионально могут учить слушать настоящую музыку, то надо искать выход. Мне кажется, мы его нашли. Музыка признанных классиков и народная музыка – вот основные источники обогащения внутреннего мира человека, в особенности ребёнка.
Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Поэтому площадкой для реализации проекта был выбран Центр реабилитации несовершеннолетних. Задействованы в проекте все творческие коллективы нашего Центра культуры: народный вокальный детский ансамбль «Планета детства», вокальный ансамбль «Мелодия», образцовый хореографический ансамбль «Хасавюрт», ансамбль доулистов. Привлечены к работе ученики и преподаватели музыкальной и художественной школы, отдел культуры и местная телестудия «Гелиос», газета «Дружба» и центральная библиотека им. Расула Гамзатова.
Активное участие в проведении мероприятий приняли студенты-волонтеры педагогического колледжа. Первое занятие, приуроченное к годовщине образования ДАССР, мы провели в музыкальной школе — ученики и преподаватели подготовили концерт дагестанской музыки «Музыкальные краски Дагестана». Ребята впервые услышали о Мураде Кажлаеве, Готфриде Гасанове, Наби Дагирове. Узнали, что музыку к знаменитой и популярной песне «Аксаевский вальс» написал наш земляк Георгий Исмаков, и с удовольствием подпевали ансамблю «Ландыши» детской школы искусств.
Кажется, драматург прошлого века Г. Гауптман сказал: «Всякая музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца». И это своим выступлением доказали замечательные талантливые ребята. Музыка чудесная, но что это будет до такой степени глубоко, ярко и эмоционально, просто невозможно было себе представить.
«Я так волновалась, переживала, даже на конкурсе так не боялась», — призналась после концерта Саният Пашаева. Она исполняла на концерте «Танец» Заурбека Джанаева. Выбор, по-моему, не случайный – Саният уже несколько лет танцует в знаменитом ансамбле «Хасавюрт».
Музыка учит ребёнка не только видеть, но и воспроизводить увиденное; не только слышать, но и представлять увиденное. Появляется стремление к самостоятельным действиям, возможности как-то по-особому выразить свои чувства, радостное предчувствие того, что и он может сделать что-то хорошее и нужное. Кто-то тихонечко прикоснулся к моей руке. «Можно я нарисую музыку, которую сегодня услышал?» Серые глазенки с надеждой смотрят на меня. Ну, конечно, вот оно — продолжение концерта – мы будем рисовать музыку!
Как кстати оказались подарки, которые принесли с собой артисты Центра культуры – альбомы и наборы цветных карандашей. Тут же подошел директор художественной школы Набиюла Бакиев: «Мы с учениками проведем мастер-класс, расскажем, с чего начинать». «А я приду с Нигматуллой Далгатовым, — тут же откликнулась Неля Асанова, завуч музыкальной школы. — Он играет на агач-кумузе, будет замечательный фон для мастер-класса».
Я вижу, как преображаются люди, которые соприкоснулись с музыкой. И дети, и взрослые. А это значит, что наш проект будет жить!
Жанна Магомедова
| г. Хасавюрт