Нам нужна программа развития, восстановления источников развития и институтов развития, а не программа обеспечения теми или иными социальными благами.
Рамазан Абдулатипов
В министерства и ведомства Дагестана, которые занимаются работой с инвестиционными программами и проектами, поступило в общей сложности более 300 предложений и проектов. Есть несколько критериев, определяющих выбор проектов, чтобы в итоге их принять как приоритетные инвестиционные проекты Республики Дагестан. Это, во-первых, инвестиционная эффективность, срок окупаемости и общий экономический эффект от внедрения предлагаемого проекта. Во-вторых, важна социальная значимость – количество рабочих мест, условия работы, социальный пакет. В-третьих, очень важны вопросы инфраструктуры и логистики. Есть множество других критериев, среди которых важнейшим является влияние нового производства на экологическую обстановку.
На сегодня в качестве приоритетных инвестиционных проектов руководством Дагестана утверждены 27, часть из них уже реализуется. Это проекты ОАО «Каспийский завод листового стекла», название которого говорит само за себя, ООО «Мараби», производитель напольной плитки и керамического гранита, и ООО «Нергиз», текстильная фабрика, которая обеспечит работой до 5 000 человек. О них рассказано в предыдущей статье.
Проекты в области строительства и стройматериалов
В России, наверное, немного регионов, где было бы такое масштабное строительство жилых домов, как в Дагестане. Опережающий рост населения в городах за счет растущего притока из горных и предгорных районов республики требует новых и новых площадей под жилые кварталы. Махачкала семимильными шагами приближается к городу-миллионнику. Город задыхается от нехватки участков для строительства, исподволь сокращаются территории под парками и зонами отдыха для махачкалинцев.
1. В последние годы появилось несколько проектов строительства города-спутника Махачкалы со всей необходимой инфраструктурой – школами и детскими садами, парками и бульварами, широкими улицами и свободными от застроек тротуарами, отелями и базами отдыха, пляжной зоной. Вот именно таким проектом является город-спутник «Лазурный берег», строительство которого предполагается на берегу Каспия между Махачкалой и Каспийском. Стоимость проекта 23,4 млрд руб. Планируется строительство жилых кварталов, санаторных и туристических объектов, а также объектов индустрии массового обслуживания.
Его расположение гораздо удобнее и выгоднее, чем вариант, предложенный разработчиками «Немецкой деревни», которую предполагалось строить южнее Каспийска, на землях Карабудахкентского района, с жителями которого это строительство не было согласовано.
Если удастся какие-то официальные республиканские структуры управления перевести в новый город, то Махачкала вздохнет гораздо свободнее – меньше будет транспорта на улице, возможно, исчезнут пробки на дорогах, легче будет добираться от места к месту.
2. Индустриальный стро-ительный комплекс «Каспийск». Он включает кирпичный завод, завод по производству извести и сухих строительных смесей, завод по производству газобетонных блоков и плит. Стоимость нового ООО «Завод строительных материалов» – 4,1 млрд руб. Каспийск – город, население которого уже превысило 120 тысяч человек. По окраинам города идет активное строительство многоэтажных жилых домов, особенно в северном направлении, в сторону столицы Дагестана. И естественным является проект «Завод строительных материалов». Наличие завода в достаточной территориальной близости от строительных площадок резко снижает стоимость доставки строительных материалов до места назначения.
3. ООО «Инновационно-технологический центр "Горные ресурсы"», Махачкала предложило проект многофункционального комплекса. Он содержит научно-образовательное учреждение, инновационный технологический центр, два жилых 12-этажных дома, гостиницу, торговый и бизнес-центр, подземный паркинг на 600 автомобилей, музей, оранжерею, а также ботанический сад. Стоимость проекта – 2,8 млрд руб. Интересно выгодное расположение проекта – в самом центре Махачкалы, и вызванная этим инвестиционная привлекательность. Территория под строительство – 26,4 тыс. квадратных метров, что позволяет создать ботанический сад, отвечающий современным требованиям, и эргономически совмещающийся с другими объектами проекта.
4. Завод по производству гипса ООО «Даггипс» в Буйнакском районе. Цена проекта – 1,68 млрд руб. Строительство завода началось еще в 2010 году. На месте полуразрушенных помещений выстроен новый корпус. Приобретено оборудование – металлические резервуары под гипс, смонтирована линия по производству сухих строительных смесей, оборудование для дробления гипса, фасовочная машина, газовые горелки. Установлен сушильный барабан мощностью до 5 тонн гипса в час.
На заводе установлена и подключена система очистки воздуха. Гипс и другие вредные примеси не попадают в атмосферу. Взвесь гипса улавливается и вновь поступает на переработку.
Завод «Даггипс» уже начал выпуск продукции. В течение ближайших 3-х лет он будет обеспечивать гипсом до 60% потребностей строительных организаций Дагестана.
Проекты в области промышленности Дагестана
Развитие промышленных предприятий, оставшихся «на плаву» в эпоху перемен, их модернизация на основе инновационных технологий – одна из важнейших задач экономики республики. В Дагестане достаточно высокопрофессиональных кадров в области машиностроения, точных наук и программирования, чтобы обеспечить эти предприятия специалистами.
1. Организация сборочного производства малогабаритных коммерческих автомобилей грузоподъемностью до 1 тонны мощностью 30 тысяч машин в год из поставляемых компонентов на территории завода «Авиаагрегат», г. Махачкала. Стоимость проекта 13,8 млрд руб.
Инвесторы из Китая уже неоднократно приезжали для проведения переговоров по этому проекту. В перспективе и основные узлы автомобилей будут производиться на промышленных предприятиях Дагестана. Первые инвестиции от китайцев – 20 миллионов рублей предусматривают создание в Дагестане 7 сервисных центров и в других регионах 13 центров для обслуживания машин, которые будут выпускаться на «Авиаагрегате». Планируется производство трех моделей китайских автомобилей, к 2016 году объем производства составит до 30 тысяч машин в год. Следующим шагом явится производство китайских малолитражек и специальной техники.
Завод «Авиаагрегат» с самого своего создания занимается производством различных узлов и деталей для самолетов. Сегодня Министерство обороны приняло решение о том, что на базе ОАО «Авиаагрегат» вместе с ООО «Конструкторское бюро «Современные авиационные технологии» будет выпускать самолет-планер для обучения военных пилотов СР-10. За 2015 — 2016 год будет выпущено 28 таких самолетов, и эта цифра будет ежегодно увеличиваться.
2. Строительство узла внутризоновой телефонной связи с использованием NGN-технологий и волоконно-оптической линии связи ОАО «Электросвязь», г. Махачкала, стоимостью 1,99 млрд руб. Так называемые сети нового поколения или New Generation Networks – новейшая разработка в области связи, позволяющая объединить разные сети передачи данных. Проект предполагает охват всех городов и районных центров республики с ответвлениями в другие населенные пункты. Уже построено 3/4 из 2000 километров оптико-волоконной линии, подключены все муниципальные образования.
Проект соединит органы власти в Единую государственную систему управления и передачи данных, внедрит электронный документооборот, обеспечит всех широкополосным доступом в Интернет. Проект предусматривает создание до 800 новых рабочих мест.
3. Серийное производство цифровых ЖК-телевизоров и ТВ-приставок на заводе ОАО «Электосигнал» в Дербенте стоимостью 2,14 млрд руб. Завод специализируется на создании средств связи нового поколения для оборонной промышленности. Развитие руководство ОАО «Электросигнал» видит в выходе на гражданский рынок и производстве жидкокристаллических телевизоров и цифровых телевизионных приставок, которые будут особенно востребованы в связи со всеобщим переходом на цифровое телевещание.
4. Судостроительное и судоремонтное производство, изготовление строительных металлических конструкций. Стоимость проекта ЗАО «Алмар Каспиан» в Махачкале — 5,94 млрд руб.
Цель проекта – организация производства по строительству и ремонту плавающей техники различных видов – танкеров, сухогрузов, барж, судов, по ремонту и обслуживанию всех видов морской техники, сервисных машин, кранов, нефтяных платформ. Еще одна задача проекта – производство, монтаж и обслуживание емкостей для хранения нефти и нефтепродуктов. Кроме того, ЗАО «Алмар Каспиан» будет строить жилые и промышленные объекты, автодороги, мосты, тоннели, взлетно-посадочные полосы. Проект предусматривает создание 2 500 новых рабочих мест.
Другие приоритетные проекты
Перечислим наиболее крупные инвестиционные проекты, которые получили статус приоритетных проектов Дагестана. Проекты, представляющие агропромышленный комплекс республики, мы рассмотрим в отдельной статье.
1. Нефтеперерабатывающий завод мощностью 1 млн тонн нефти в год и парк нефтепродуктов на 100 тысяч тонн. Инициатор проекта стоимостью 7,1 млрд руб. – ООО «Дагестанские новые технологии» в Махачкале.
2. Завод по производству непрерывного базальтового волокна и стеклянных волокон мощностью 12 тысяч тонн в год и композиционных материалов на их основе. Затраты на проект ООО «НБТ Дагестан» в Махачкале составят 3,14 млрд руб.
3. ОАО «Мадала» предлагает решить важнейшую задачу по переработке мусора – твердых бытовых отходов мощностью 200 тысяч тонн в год. Проект, который освободит Махачкалу от мусора, стоит 3,79 млрд руб.
4. Цех по выпуску узкогорлой тары объемом 268 млн штук в год стоимостью 1,43 млрд рублей будет обеспечивать винные и коньячные заводы республики бутылками разнообразного вида.
Осуществление этих инвестиционных проектов намного увеличит валовой внутренний продукт республики, поднимет суммы отчислений в бюджет Дагестана и в федеральный бюджет, приблизит Дагестан к тому, чтобы окончательно отказаться от определения «депрессивный регион», а нам всем привыкнуть к новым терминам – «эффективный регион», «регион опережающего развития» и «регион инноваций». Для этого у нашей республики есть все предпосылки, главная – умение дагестанцев работать, врожденное стремление к созидательному труду.
Саид Ниналалов