«Читать, не размышляя, все равно, что есть и не переваривать», — говорил еще мыслитель Борк. Я бы еще дополнила — «не обсуждая». Ведь именно в обсуждении и раскрывается мысль и проблема, поднятая автором в его произведении.
Для таких целей и создан литературный клуб Ассоциации молодежи Дагестана, где обсуждаются произведения как культовые, так и вневременные – классические.
Воскресная встреча была посвящена обсуждению книги Маркуса Зузака – «Книжный вор», описывающей нацистскую Германию, начиная с января 1939 года. Главная героиня романа — девятилетняя Лизель Мемингер, у которой нелёгкая судьба: её отец, неизвестным образом связанный с коммунистами, без вести пропал, а мать, не в силах ухаживать за девочкой и её братом, решает отдать детей на воспитание приёмным родителям, тем самым спасая её от преследования нацистских властей. По мере развития сюжета «новый» отец Ганс учит Лизель читать, выводя буквы краской на стене подвала. Чтение так увлекает её, что она начинает воровать книги, из неё получается настоящая «книжная воришка».
В сюжетной линии автор развивает мысль о том, что книги для Лизель значат гораздо больше, чем кажется. Они вскармливают её душу, дают ей пищу для ума и почву для развития. Книги — единственная отрада в нелёгкой жизни девочки. В кульминационной части романа у Лизель появляется новый друг — Макс Ваттенбург, беглый еврей, временно поселившийся у них, прячущих его в подвале собственного дома от нацистов. Постепенно они становятся приятелями, и Макс дарит Лизель книгу, состоящую из его собственных рисунков и надписей.
Роман очень живой, в его сюжете отражается всё: идея фашистов, гонения евреев, разделение немецкого народа на две половины, смерти и переживания. Но главное, на мой взгляд, — это сила духа тех людей и книга, которая этот дух взращивала.
Обсуждение было под стать книге — очень животрепещущим. Акцент сделали на то, что автор показал жизнь обычных немцев во времена войны, которые не поддерживали Гитлера. Мелочи, такие, как книга, добрый взгляд или рисунок, на первый взгляд, ничто, по сравнению с трагедией войны. Но именно они задевают за живое больше всего и заставляют вновь обращать на них особое внимание.
Мария Малова