Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя –
спроси, что ты можешь сделать
для своей Родины.
Джон Кеннеди
В настоящее время в нашей стране резко возрос интерес государства к проблеме патриотического воспитания, что является закономерным отражением социальной значимости данного воспитательного направления. Сегодня общество понимает, что для воспитания любви к Родине и формирования патриотических чувств нужна специально организованная деятельность. Это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным. Нынче педагогикой рассматриваются современные проблемы формирования патриотизма у школьников, принимаются программы, пересматривается содержание учебно-методических комплексов, анализируется исторический опыт становления патриотического воспитания.
Слово «патриотизм» происходит от латинского «patris», что означает «родина», «отечество». В словаре И. Г. Фролова патриотизм трактуется как «нравственный и политический принцип, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».
Патриотизм – понятие сугубо историческое. Он изменяется со сменой общественных формаций. Попробую глубоко осмыслить опыт его становления.
Повышенное внимание к проблеме патриотизма отмечалось в течение всего периода развития советского государства. В начальный период развития теории педагогической науки (1917 — 1920-е годы) педагоги школы искали пути воспитания патриотизма в верности марксистско-ленинским идеалам. В. И. Ленин рассматривал патриотизм с классовой позиции.
«Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство», — А. Пушкин.
В советский период получила развитие социальная разновидность патриотизма – «социалистический», или «советский патриотизм». На его формирование была направлена вся учебная и воспитательная работа.
В 30 – 40-х годах советский патриотизм рассматривался как сознательная, целеустремленная и действенная любовь к социалистической Родине. Кроме того, вплоть до конца 50-х годов в определениях советского патриотизма неизменно присутствовали «суровая, неистребимая ненависть к врагам Родины». Истинным патриотом считался тот, «кто бесстрашно разоблачает врагов народа». Весь процесс патриотического воспитания был идеализирован и в особенности понимания смысла, и задач патриотического воспитания.
В годы Великой Отечественной войны патриотизм также предполагал самоотверженный труд во имя победы, способность встать на защиту страны. Для этого с 1943 года в школах вводилось раздельное обучение с целью улучшения допризывной подготовки, сокращались часы на учебные предметы, больше часов отводилось на строевую и стрелковую подготовку. В 70-х годах смысл определения «советский патриотизм» меняется. На первый план выдвигается «преданность и верность своей Родине». В детях наряду с чувством любви к родному краю воспитывается любовь к многонациональному Отечеству. В данный период появляется формулировка «коммунистический патриотизм». В это понятие была вложена любовь к коммунистическому государству.
В 80-х и начале 90-х годов в стране снижается внимание к патриотическому воспитанию, а если оно и было, то почти формально. Это происходило из-за проведения политики «двойной морали»: с одной стороны говорили о единстве, а с другой – проводилась политика геноцида против целых народов, исчез образ реального врага, изменились духовные приоритеты и нравственные ориентации людей.
Для нас, педагогов, это направление деятельности всегда было актуальным и важным. Воспитать патриотов, деловых и здоровых людей — значит, можно быть уверенным в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
Для этого педагогам необходимо проводить разнообразные формы работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов.
В рейтинге жизненных приоритетов для россиян, как показал опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения, патриотизм занимает четвертое место после семьи и детей, душевного комфорта и материального благополучия. Ни для кого не секрет, что уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, ребенок утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Именно благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Поэтому особенно уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить всё положительное, что было в прошлом.
Знания о Родине должны вызвать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть.
Г. У. Магомедов, учитель истории с. Мокок Цунтинского района