— Родился я в 1942 году в селении Верхний Колоб ныне Шамильского, тогда Кахибского района в семье сельских тружеников. Там на 6 хуторов была неполная средняя школа и три начальных. Я окончил начальную школу, затем неполную среднюю и далее оказался в селении Кахиб. Там была единственная средняя школа в районе, работал интернат.
После школы поступил на математический факультет ДГУ. Еще в школе я очень любил математику, для решения задач мне не требовались ни стол, ни бумага – мог это делать, сидя, к примеру, на камне. Матфак окончил в 1964 году с отличием и далее поступил в аспирантуру в Новосибирске. Затем была пауза, связанная со службой в рядах Вооруженных сил СССР. И после года работы ассистентом в Дагестане продолжил учиться в аспирантуре в Новосибирске.
Окончил аспирантуру, параллельно работал в институте математики Сибирского отделения Академии наук. Защитил кандидатскую в 1969 году. Решил задачу, с которой многие известные ученые не справлялись, а у меня это получилось. Нет, не потому, что я такой выдающийся, – судьба.
Вернулся в Дагестан, преподавал в ДГУ. Вуз разделился на 2 части, выделился отдельный политехнический институт. Я работал там, получив звание доцента. А затем меня избрали заведующим кафедрой математического анализа Даггоспединститута. Работал там с 1974 по 1984 год. После этого меня избрали деканом математического факультета, еще дважды переизбирали. А сейчас я профессор кафедры математического анализа.
Наукой занимался и занимаюсь с удовольствием, для меня это как тренировка для спортсмена. Мы связаны с академиком Шамилем Гимбатовичем Алиевым: я теоретик, он прикладник, и мы друг друга дополняем. Он ставит задачи, я их решаю, мы с ним это обсуждаем.
Считаю, что занятие наукой очень помогает и в преподавательском процессе. Она обогащает знания самого педагога, расширяет его кругозор, он приходит к студентам более подготовленным.
Диктофон и мир
Хвала Всевышнему Аллаху, Который сделал меня верующим человеком. Я вырос в религиозной семье, мой отец в советские годы учил меня совершению намаза и чтению Корана. К великому сожалению, были изъяны и упущения в вузовский период, но впоследствии еще основательнее начал изучать религию, вникать в нее. Я глубже осознал религию как истину о смысле жизни человека и как путь следования этой истине.
Ислам – это всеохватный образ жизни в поклонении Творцу. Речь о поклонении в широком смысле, не только ритуальное служение, но в целом стремление к довольству Всевышнего в совершении благих поступков и в воздержании от запретного. Как выстраивать свои отношения с Богом и с окружающими людьми, как зарабатывать и как отдыхать, как сохранять свое здоровье и не быть пленником вредных привычек, как беречь природу и не заниматься расточительством, и многое другое, вплоть до вопросов личной гигиены.
Не забыл, как я подробно изучал тему атеизма и материализма в коммунистический период истории Дагестана. Я узнал, что есть такая точка зрения на мир и жизнь, но вот точно помню, что ни разу не заколебался в своей Вере. И не сбился с религиозного пути. Зато знание диалектического материализма и его нюансов помогало мне в его критике с позиций ислама.
Сам окружающий мир, сама наша жизнь свидетельствуют о Творце. Ну вот диктофон, который записывает нашу беседу. Допустим, кто-то заявит: это устройство, его корпус с кнопками, его детали, микрофон, экран, динамик, ячейки электронной памяти, элементы питания – всё это не сознательно изготовлено, а появилось «случайно». Ну вот «сами собой», при воздействии ветров, солнечных лучей, воды и температурных изменений образовались пластик, металл, организовавшись в очень сложное устройство по записи человеческого голоса и его воспроизведению. И это не продукция фирмы «Олимпус», а нашелся он где-то там… Лежал себе в лесу у ручья…
Как мы отнесемся к такому заявлению? А ведь земля, мир океанов, окружающий нас звездный мир или, к примеру, человеческий организм, сознание и самосознание человека гораздо грандиознее и сложнее диктофона. Они производят намного более сильное впечатление и значительно ярче «сигнализируют», что сотворены.
Для чего поступают в вуз?
Важный вопрос – об отношении студентов к процессу получения знаний. Обычно для усердного стремления к наукам учащемуся нужна ясная мотивация, для чего ему это. Опыт подсказывает, что обычно с этими знаниями связано получение специальности, он сможет работать, делать полезное дело и при этом кормить семью. Или ему интересен сам процесс познания – удивляясь и восхищаясь, узнавать окружающий мир и поражаться ему. Или еще какие мотивы.
Так вот, на мой взгляд, нынешним студентам мотивации часто не хватает. Да и преподаватели разные, но и у разных педагогов можно стараться получить знания, а еще есть учебники, дополнительная литература, Интернет. И что? Не только студенты не стараются, а их родители порой потакают им в этом. Задачей становится сдача экзамена, хоть как-нибудь. Ищут варианты, как все же получить нужную оценку – используя знакомства, доставая деньги… И не знаю, сколько родителей скажут: сынок, нехорошо ведь, что весь год проболтался без серьезного отношения к учебе…
Другая проблема. Боюсь, что через 10 — 15 лет в наших горных селах вообще мало кто останется. Туда, в аулы, не едут учителя, и потихоньку тамошние школы остаются без преподавателей. А когда закрываются школы, родители, имеющие детей 6 — 7 лет, начинают искать, куда бы им переехать. И села остаются без своих уроженцев. При этом очень возрастает давление приезжих на город, многие стремятся именно в Махачкалу…
Эта тема очень запущена в Дагестане. Выпускники педагогических вузов не хотят ехать в горы не в свои края. На мой взгляд, нужно установить систему квотирования: каждый район делает заявку, сколько им требуется математиков, историков и других специалистов. И вуз их готовит по договоренности со студентом, что, получив диплом, он вернется на родину.
Еще у меня была идея, чтобы в школах готовили грамотных мусульман, давали им широкие исламские знания и параллельно обучали нерелигиозным дисциплинам. С надеждой получить на выходе грамотного разносторонне образованного верующего человека, хорошо знающего свою религию и следующего ей, с достойным поведением и высоконравственного. С ректором Института теологии Максуд-хаджи Садиковым мы подробно обсуждали эту тему, но после его убийства она заглохла…
Курс Главы республики
Также хотел бы сказать о нынешнем Главе республики. Вообще, я противник неконструктивной критики. Считаю так: если осуждаешь что-то, предложи, как следовало бы сделать. Вместо ошибочного предложи правильный вариант.
Рамазан Абдулатипов возглавил республику в сложной обстановке. Десятки лет здесь развивалась клановая система, влиятельные кланы и решали внутренние вопросы. Кого куда назначить, где что урвать, как обогащаться, как устроить и, опять же, обогатить своих родственников и потомков. Кадровые вопросы решались не на основе профессиональных способностей человека, а по родственным и дружеским мотивам. И еще по кое-каким соображениям: озвучить это я не могу, потому что не присутствовал и не видел этого своими глазами. Но могу поделиться своим недоумением: почему человек, не являющийся профессиональным специалистом и не имеющий успешного опыта управленческой работы, назначается на ответственную должность?
Пришел Рамазан и начал менять эту ситуацию. Заинтересованным лицам это сильно не понравилось. И они стали его противниками. Глава оказался в непростом положении. Он обратил внимание на подбор кадров, ездил по районам, изучал ситуацию на местах. Смотрел, кто может работать, а кто не справляется. Искал профессионалов. Организовал конкурсный отбор специалистов. И даже если возникают вопросы, а как порой решаются вопросы выбора на этих конкурсах, считаю, само их появление – это уже шаг вперед. Без них вообще продолжают работать предыдущие принципы – родство и т. д. А на конкурсах присутствует и профессиональный отбор.
Также Глава обратил внимание, что люди в республике разучились трудиться – пахать землю, держать скот, сажать сады, наши альпийские луга остались невостребованными. Главу совсем не обрадовало, что в тляратинском селе употребляют мясо, привезенное из Махачкалы. Давайте-ка сами растить коров, овец, развивать животноводство на местах. И Рамазан не только указал на проблему, он использовал свои знакомства, приглашая сюда инвесторов.
«После этого никто не занимался каналом»
Далее. В свое время детские сады были приватизированы и даны чиновникам, их превратили в жилые дома. Среди маленьких претендентов на места в детсадах возникли большие очереди. Рамазан занялся и этой проблемой. Сколько открыто новых детсадов!
В 1959 году (я тогда был студентом) в Махачкале наступили заморозки, замерзла вода в канале Октябрьской революции, город остался без воды. Ее привозили из Баку. Помню, как нас, студентов, привлекли к очистке канала, как мы работали там лопатами… После этого никто не занимался каналом. Это произошло только при Рамазане. Кстати, после очистки уровень канала упал примерно на полтора метра. Надо же, какие там были мусорные отходы! И в дальнейшем людям нужно понимать, что воду в канале надо беречь. Мы же сами ее пьем.
Глава республики обращает внимание и на другие вопросы. На дороги. На грязь и антисанитарию. И еще один момент. То, как Рамазан общается с аудиторией. Под него не готовят удобные вопросы из зала. Он приходит и отвечает на то, что спрашивают.
Я бы отметил и активизацию молодежного движения в Дагестане. В частности, деятельность организации «Я помощник Президента». На мой взгляд, ранее многое было формально. Сейчас появились и реальные дела, реальные проекты.
Знаком ли я лично с Рамазаном? Когда я был деканом, он у нас на математическом факультете читал философию. Мы были знакомы, но не думаю, что он помнит меня…
Была и конкретная ситуация, когда Глава помог одному человеку в тяжелом положении. Речь идет о преподавателе нашей кафедры, он прикован к постели. Рамазан узнал об этом. И больного навестили замминистра здравоохранения и начальник хозяйственного управления администрации Главы республики. Была оказана помощь, организован уход за больным, он прошел курс лечения. Это все при том, что Глава не знаком с этим человеком.
Возвращение
Что касается нынешней обстановки в республике, на мой взгляд, она стабилизировалась и стала гораздо лучше, чем было до приезда нового Главы.
Считаю, что ему удалось объединить усилия МВД, ФСБ и общественности, направить их в одном едином направлении, и это дало существенный эффект для борьбы с имевшимися и имеющимися негативными явлениями в обществе.
Относительно деятельности Главы могу сказать следующее, лично ни от чего и ни от кого не зависимое мнение. Рамазан Гаджимурадович, работая в Москве, был вполне обеспеченным человеком, вел достаточно умеренную, спокойную жизнь, занимался наукой, писал книги, имел достаточно большой рейтинг популярности, почета, уважения во властных структурах, в обществе целом.
Считаю, согласие приехать в Дагестан в качестве Главы республики вызвано только желанием оказать реальную помощь своему народу, своим землякам, своему родному краю, хорошо зная, в каком критическом состоянии находится республика.
По прибытии основательно изучил обстановку, разработал план действия, начал его реализацию. Заметна была интенсивная работа в областях культуры, образования, медицины.
Будучи выходцем из высокогорного села, Рамазан прекрасно понимает, что Дагестан преимущественно аграрная республика, и сразу начал уделять большое и результативное внимание возрождению аграрно-промышленного комплекса, сельского хозяйства. Он повсеместно сделал в этом направлении реальные шаги, поставив первоначальную задачу: обеспечить Дагестан полностью своими продуктами.
Ограничиваясь сказанным, хотелось бы завершить беседу ответом на вопрос: кому же не нравится Рамазан Гаджимурадович и его деятельность на посту Главы республики? Таких людей, на мой взгляд, можно отнести к четырем категориям:
1) завистники – люди, которым не по нраву, что он более грамотный, более способный, более уважаемый, чем они;
2) карьеристы — люди, которые мечтают, стремятся разными путями, способами занять его место, хотя, возможно, и не соответствуют этой должности;
3) люди, потерявшие при его переходе в республику возможности иметь материальные и другие блага и привилегии в обществе;
4) приверженцы прежних руководителей республики — как те, которые остались на чиновничьих и других должностях, так и те, которые потеряли привилегированные работы.
На мой взгляд, остальная часть населения республики, которая составляет подавляющее большинство, положительно относится к деятельности Рамазана Гаджимурадовича на посту Главы республики и по мере своих сил помогают ему словом и делом в осуществлении полезных преобразований.
P. S. В номере содержатся имена Всевышнего Аллаха, попадание которых в нечистое место по нормам ислама недопустимо.