1 октября ООН определила Днем пожилых людей. С 1990 года он стал международным.
День пожилых людей для кавказской культуры по меньшей мере не характерен. Ну какой День пожилых людей в крае, где пожилой человек – это не больной, страдающий и унылый член общества на задворках жизни, а человек уважаемый, с которым советуются все домочадцы и джамаат. Понятие «пожилой человек» как таковое не существовало в смысле «немощный человек, брошенный всеми, до которого никому нет дела». Во многих регионах России есть пожилые люди, которым действительно нужен день, когда о них вдруг вспомнят. Мы довольно часто слышим о случаях, когда пожилые люди умирают на дорогах, спиваются, оказываются в домах престарелых, тихо и бесславно заканчивают жизнь при живых детях. На Кавказе это считается по меньшей мере непорядочным. Вот где общественное мнение работает по линии «осуждения» и «поощрения». И работает это в конечном счете на устои социума, на цементирование его здорового стержня.
Для дагестанца, это отражено и в фольклоре, и в сказках, и в культуре в целом, пожилой – это аксакал, активный проводник тех ценностей, которые на протяжении веков взвешивались на весах разума, интуиции, морали. Аксакал – это старейшина, оракул, моральный компас для сотен тысяч дагестанцев. Дагестанцы объединялись вокруг старейшин. Старый человек – это опытный, мудрый и уважаемый член общества. Беспрекословно, безусловно, однозначно. Как правило.
У казикумухского хана и русского генерала была open-air встреча в Кумухе с местным джамаатом. Вперед вышел старик и довольно резко отчитал хана. Военачальник империи был шокирован и высказал свое удивление повелителю горцев, мол, что он себе позволяет? На что тот ответил, что «… это не просто старикашка, а член свободной общины, свободный человек, к тому же старейшина, и он имеет полное право говорить со мной таким образом и в таком тоне». Потому что это свободный Дагестан. А в свободном Дагестане пожилые люди – это зрелые политические единицы. Именно пожилые люди в Дагестане определяли как морально-нравственные ориентиры, так и вектор будущих действий. Муршид Ярагский, Абдурахман Сугури, Сурхай Казикумухский – уже далеко не молодые люди, на современном языке, принятом ООН, практически пожилые люди, которые, тем не менее, указывали путь дагестанцам. Имам Шамиль, будучи уже седобородым стариком, оставался непререкаемым авторитетом не только для семьи, но и сумел показать России и Европе код горца-кавказца, его стремление к свободе. Был другом Александра II и призвал дружить с Россией, потому что русские, как и горцы, обязаны почувствовать истинную демократию, эталон которой был явлен и в Имамате, и в горской политической культуре вольных обществ. Только вольные общества могут позволить себе уважать и чтить пожилых людей. Рабы современности, занятые работой, а в пятницу и субботу «оттягиванием» в клубах, способны только на то, чтобы ждать смерти своих пожилых родственников или в лучшем случае – определить их в дома пожилых.
На Кавказе и в Дагестане со своей политической культурой т.н. пожилой человек только начинает свою полноценную жизнь старейшины, авторитета и «кости очага» (если это женщина). И хочется, чтобы этот закон жил всегда.