Патимат Магомедовну, заместителя директора восьмой школы, в Кизилюрте знают все. Она из тех, о ком Александр Пушкин сказал: талантлива потому, что любознательна и не ленива.
Когда с ней ходишь по школе, удивлению нет конца. Она всех учеников знает по имени, она в курсе их семейных проблем, она находит подход к каждому из них. На одного строго прикрикнет, другого нежно обнимет, третьему шепчет что-то личное в ушко.
А какое у нее потрясающее чувство юмора?! Рассказали недавний случай.
В одной конторе одна из сотрудниц безбожно хамила, и учителя приходили от неё расстроенные и обиженные. Патимат Магомедовна пошла на «разборки», а та её послала очень далеко, на что Иразиханова спокойно ответила: «Туда, куда ты меня послала, мы вместе пойдем, а вот моих учителей, пожалуйста, никуда не посылай, они у меня ранимые и интеллигентные и могут не дойти до того места, куда ты их посылаешь».
После того разговора отношения грубой сотрудницы с посетителями резко изменились.
Не только с чиновниками, а также с любым родителем Патимат Магомедовна находит быстро общий язык. Мы сидели в её кабинете, когда к ней заглянула родительница с вопросом: как её сынишка решил контрольную работу. Узнав, что не очень качественно, стала возмущаться. Патимат Магомедовна не стала устраивать перепалку, а пригласила мальчика в свой кабинет и при матери дала ему те же задания, которые он решал накануне. Когда женщина увидела результаты контрольной, сбавила свой тон претензий и обид.
Или другой случай. Прошёл конкурс чтецов. Прежде чем объявить результаты, Иразиханова у каждого участника конкурса поинтересовалась, доволен ли он своим выступлением и как он сам оценивает свои актёрские способности. Тем самым она призывала детей к самокритичности. И те без всякой обиды, спокойно восприняли оценку своих выступлений. Мало того, Патимат Магомедовна даже обратила внимание на то, что одна из победительниц не хлопала в ладоши, когда была названа фамилия её одноклассницы. Иразиханова тонко намекнула на то, что радоваться успехам другого – это проявление доброжелательности и душевной щедрости.
— В воспитании мелочей не бывает, — мудро заметила она, когда мы с ней остались наедине. – Нужно позволить ребенку не согласиться с вами, хотя это очень сложно. Но свобода суждений установит взаимоуважение между вами и вашим учеником. Нужно внимательно прислушиваться к его высказываниям и ни в коем случае не осуждать его точку зрения. Просто необходимо объяснить, «что такое хорошо, а что такое плохо», подчеркнув при этом, что не пытаетесь ничего ему навязывать.
Также не надо сверлить его глазами. Если во время беседы вы стараетесь заглянуть ребенку прямо в глаза, например, чтобы понять, лжёт он или нет, он автоматически начинает волноваться, даже если его совесть чиста.
Во время разговора с Патимат Магомедовной я услышала такую историю. Шесть лет назад в школу привели первоклассника, не признающего никакой дисциплины, нервного, капризного и суперактивного. Родители честно признались, что не знают, отчего он такой родился и как научить его дисциплине. Мало того, отец применял к нему физическую силу, а проще говоря, бил.
Этого безбашенного ребенка Патимат Магомедовна привела к своей дочери — учительнице начальных классов Джамиле Османовне, отличающейся выдержкой и спокойным нравом. Мальчик вёл себя настолько неадекватно, что Джамиля буквально за голову хваталась и начала пить успокоительные микстуры. Он мог без разрешения спокойно ходить во время урока, огрызался, дрался, а однажды решил выпрыгнуть из окна третьего этажа. В тот кошмарный день потрясенная и испуганная Джамиля Османовна буквально ворвалась в кабинет к Патимат Магомедовне и с порога выпалила: «Или я, или он!»
Мать спокойно посмотрела на возбужденную дочь и ровным голосом ответила: «Пиши заявление на увольнение. Если ты не способна своей любовью и терпением воспитать этого мальчика, то грош тебе цена, как учителю. А если я его переведу к другой учительнице, то получается, что я ограждаю тебя от трудностей, тогда грош цена мне, как матери и заместителю директора. Думай сама, как выйти из создавшегося положения… Главное, что ты должна осознать: авторитет у ребенка ты заслужишь только в том случае, если всегда будешь спокойной и нежной в любой ситуации. Это вовсе не значит, что ты должна быть равнодушна ко всему. Лишь покажи ребенку, что просто даёшь ему советы, но ни в коем случае не лезешь в его душу – и тем самым ты предоставляешь ему свободу выбора и получаешь возможность быть услышанным. Не принимай вызов.
Он пытается задеть тебя за живое, но ты должна знать, что бой не начнется, пока ты сама не захочешь в нём участвовать. Вместо того, чтобы принять вызов, возьми передышку. Спокойно закрой глаза и внутренне улыбнись себе, дескать, всё у тебя прекрасно, или отойди от него. Время поможет остыть, отвлечься. А ученик поймет, что такой номер с тобой не пройдет. Твой враг – не ребенок, а твои собственные неуправляемые эмоции…»
Когда я напомнила об этом случае Джамиле Османовне, она улыбнулась и сказала: «Мама действует по принципу "бей своих, чтобы чужие боялись"».
Коллеги Иразихановой мне много доброго рассказали о своей наставнице. Узнала я, что Патимат Магомедовна является почётным работником образования РФ, заслуженным учителем РД, отличником образования РД, заместителем директора высшей категории, и её педагогический стаж составляет 42 года. А ведь её отец Иразихан Измудинович, преподаватель физической культуры, работающий в Гумбетовском районе, мечтал, чтобы Патимат стала врачом. А она видела себя только у доски. Сколько раз представляла одну и ту же сцену, как она заходит в класс и торжественно произносит: «Здравствуйте, дети!» Мечты, как обычно, сбываются.
По её инициативе в школе оборудован методический кабинет, где собраны учебно-методическая литература, видеоматериалы, таблицы, тесты проверки уровня развития учебных способностей и качества обучения. Сюда приходят перенять опыт учителя других школ города и района, студенты педагогических вузов. Патимат Магомедовна часто проводит научно-практические семинары, сама всегда в курсе новых методов обучения детей, недавно представила на кафедру начального обучения ДИПКПК реферат на тему «Психологические аспекты проблемы подготовленности детей к школьному обучению», который получил высокую оценку. Опыт её работы распространен в республиканских школах.
Когда Патимат Магомедовна появляется на пороге школы, к ней навстречу мчится стайка школьников, и каждый из них пытается обнять ее покрепче и понежнее. Когда на этот факт я обратила внимание, Иразиханова в свойственной ей шутливой манере рассказала такую историю. Однажды на совещании у начальника управления образования один из чиновников от образования сделал ей замечание по поводу объятий с учениками и посоветовал держать их на расстоянии вытянутой руки. На что остроязыкая и находчивая Патимат Магомедовна ответила: «Когда Антону Семёновичу Макаренко в Наркомпросе сделали замечание по поводу панибратских отношений со своими воспитанниками, он среагировал моментально: "Вы не бойтесь, к вам дети не подойдут"».
Да, не ко всем детишки подбегают обниматься… И не у всех дети и внуки идут по стопам родителей. Дочь у Иразихановой как учитель уже состоялась, теперь дело за внучкой Таисой Хакимовой. Пройдет немного времени, и уже она зайдет в класс и, сдерживая волнение, торжественно произнесет: «Здравствуйте, дети!» Да, жизнь не стоит на месте.
Вера Львова, фото автора