На днях в Хасавюрте произошло важное событие — открытие Многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
Насколько важное, поймут лишь те, кто прошел через мытарства оформления различных документов, например, пресловутой «зелёнки». Кого в разных организациях отправляли на поиски неведомой «справки на справку», кому приходилось сталкиваться с грубостью работников различных организаций, очередями и неудобным графиком, те, кто уже был готов заплатить любые деньги и кому угодно для получения нужного документа.
Теперь все изменилось. Необходимые документы можно получить быстро, затратив при этом минимум усилий, и, более того, раскошеливаться не придется: заплати госпошлину и всё. Не верите? Но это так.
— Многофункциональные центры как учреждения, на базе которых оказываются муниципальные и государственные услуги, рассматриваются в качестве ключевого фактора снижения уровня коррупции и повышения качества услуг. Наши основные критерии работы — публичность и прозрачность, — с этих слов начал беседу с журналистами руководитель МФЦ Хасавюрта Якуб Умаханов, который со своим заместителем Бадыром Ахмедовым побывал в редакции газеты «Дружба» в день начала приема МФЦ посетителей.
— Такой подход в корне меняет принцип взаимодействия представителей различных ведомств с населением. Во время приема граждан в МФЦ не только исключена возможность высказывания корыстных предложений, но и само общение предельно корректно, нацелено на оказание максимальной помощи обратившимся, — говорит Умаханов.
— Еще одна важная функция МФЦ, способствующая борьбе с коррупцией, — информирование и консультирование населения, — подхватывает разговор Бадыр Ахмедов, — ведь многие случаи вымогательства со стороны должностных лиц становятся возможными в силу правовой неграмотности людей. И для того чтобы узнать в какую инстанцию и с какими документами следует обращаться для решения возникших вопросов, можно прийти к нам, изучить информацию на стендах или получить консультацию у наших сотрудников.
Действительно, в открытом пространстве МФЦ каждый оказывается как на ладони. Просторные помещения, информационные табло, камеры наблюдения… Все на высшем уровне.
— Какие условия созданы у вас для удобства и комфорта посетителей? — задаем вопрос гостям.
— Работа построена по принципу «одного окна» — это единое место, куда граждане подают заявление на оказание необходимой услуги и где получают уже готовые документы. Причем услуг может быть несколько. Всего же пока оказываем около 280 услуг, с перечнем которых вы можете ознакомиться на сайте МФЦ Дагестана и у нас на информационных стендах.
На начальном этапе у нас работает 18 окон. В дальнейшем их количество увеличится. Для автоматизированного управления потоками посетителей функционирует система электронной очереди. Уже в недалеком будущем можно будет зарезервировать удобные для вас время и дату приема, в том числе через Интернет. Для прозрачности работы внедрена система контроля исполнения услуги, которая позволит нашим клиентам (опять-таки и через Интернет) просматривать на каком этапе находится его дело и контролировать срок исполнения услуги. Кстати, для исполнения каждой услуги утвержден свой определенный срок, и мы обязаны уложиться в него. А если услуга быстроисполнимая, время ожидания нашим клиентам не покажется утомительным. В зале ожидания установлены кондиционеры, удобные кресла. Можно попить кофе и чай. Посетители с маленькими детьми комфортно проведут время в детском уголке, где много игрушек. Для того чтобы люди не пропустили свою очередь, везде установлены большие информационные табло, есть и телевизоры.
Расположен МФЦ в центре города. Прекрасно облагорожена прилегающая территория: разбиты клумбы, установлены скамейки, где можно посидеть в тени деревьев, — центр расположен в городском парке отдыха.
Но самое главное — в помещении есть платежные терминалы для оплаты госпошлины, ведь наши специалисты на руки деньги вообще не получают. Все расчеты только через терминал. И за фотографиями на документы далеко ходить не надо. У нас они делаются за одно мгновение. Есть банкомат, предоставляются нотариальные услуги, услуги по копированию документов, в свободном доступе находятся бланки, словом, все для удобства людей. И еще одно важное дополнение: оформляя услугу, мы принимаем от граждан минимальный пакет документов, остальные запрашиваем сами у различных ведомств, — говорит руководитель.
А о том, что в центре трудятся хорошо подготовленные специалисты, журналисты местных газет знают не понаслышке, потому как участвовали во всех мероприятиях, проводимых республиканским МФЦ по отбору и подготовке персонала. А они были более чем серьезные: из 400 претендентов на должности в МФЦ было отобрано всего 75 человек, которые прошли обучение и еще одно испытание — аттестацию. В итоге до работы было допущено 42 человека. И здесь все прозрачно. О том, как проходили и первый, и второй экзамен, можно узнать на сайте головного МФЦ — вплоть до вопросов, задаваемых претендентам и ответов на них.
«Утопия?» — подумают читатели. Нет, реальная действительность. Ведь основным критерием оценки деятельности МФЦ является посещаемость клиентами. То есть если люди будут довольными сроками, качеством услуг, созданными здесь условиями, будут приходить вновь и вновь (а выбор у людей есть, ведь все ведомства по-прежнему выполняют свои функции и документы можно оформлятьу них, как и раньше), значит, работа в центре — на должном уровне.
Нельзя не отметить, что деятельность МФЦ имеет огромное социальное значение, ведь люди могут получить услуги, касающиеся всех жизненных ситуаций: от получения свидетельства на рождение ребенка, паспорта гражданина России и заграничного, оформления своего дела, пособий и субсидий, регистрации прав на недвижимость, землю, вопросов по оформлению опеки и попечительства и т. д. до выхода на пенсию и получения свидетельства о смерти. Причем сам МФЦ не «создает» ни одного документа. Здесь подготавливают все необходимые бланки и справки для его получения, направляют их в определенное ведомство, получают готовый документ и выдают клиенту.
Так что, добро пожаловать в центр! Расположен он в городском парке, по ул. Даибова, 27 «а». Открыт с 8 до 20 часов без перерыва. Выходной день — воскресенье.
Ирина ХОЛОДОВА,
фото Расула ГАДЖИЕВА