Медийная деятельность Рукият Халидовой (девичья фамилия Абдурахманова. — Ред.) в республике известна многим. Заслуженная артистка РД, ведущая концертов, а также на радио и ТВ, актриса Аварского театра и проекта «Горцы от ума». На её счету много смешных рекламных роликов.
Она неизменная поклонница рок-музыки. И только потом предпочитает классику. И, как говорит сама Рукиша (так называют ее друзья и коллеги): «Третьего просто не дано». Не зависимая от общественного мнения и стереотипов, всегда позитивная, искренняя и при этом такая разная. Это все она. Но, как мне кажется, главная её роль еще впереди, и мы увидим Рукият Халидову в каком-нибудь полнометражном популярном российском кино.
«Может, я похожа на злодейку?»
Если в «Горцах» ей достаются комические роли, то в театре чаще всего — отрицательные («В чем моя вина?», «Завещание», «Повесть о любви» и др.). Она и сама уже шутит по этому поводу:
— Может, я похожа на злодейку? – смеется Рукият. — Отрицательные роли мне играть интересней. Я как актриса вхожу в образ, примеряю его на себя, пытаюсь найти в героине что-то положительное — у любой роли есть шлейф, правильно? И это нравится.
Меня успокаивает, когда говорят, что мягкую и пушистую сыграет любая девушка страны. Плохую всегда сложнее. Когда я только пришла работать в Аварский театр, первой стала роль злой учительницы. И как-то пошло так, что периодически доставались роли стерв (смеется).
Было такое, что во время игры (спектакль «Повесть о любви»), прямо из зала мне кричали: «Фашист!» Видимо, настолько убедительным было мое исполнение (смеется).
А во время «Завещания» играла старшую невестку Кавсарат, коварную и меркантильную, — зрители снова негодовали. Женщина прямо с места сетовала: вот, мол, как женить сыновей, когда может попасться такая стерва? А моя мама сидела в зале и еле сдерживала себя, чтобы не начать переубеждать каждого, что это не я такая, а роль! Сестра просила ее промолчать, потому что эмоциональный зритель мог негодовать пуще прежнего. Позже тетя посоветовала не играть плохих героинь. На премьере того же «Завещания» даже у неё возникло желание оттаскать меня за волосы (смеется). Пожалуй, это самый лучший комплимент. Значит, ты со своей задачей как актриса справилась на отлично!
Есть такое выражение: «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». Я не придираюсь к своим ролям, не капризничаю, амбиции у меня здоровые. Не взлетаю, но и опускаться тоже не стану. Знаю, чего хочу, и если работа импонирует, понимаю, почему её делаю. Или почему не делаю. Если мне интересно, это может быть какая угодно роль. Роли зависят от актеров.
В последнее время появились у меня и положительные образы: «Как похищают красавиц», «Соловьиная песня», «Аршин мал алан» и др.
Почему-то после каждой премьеры и разного рода мероприятий у меня портится настроение.
— Настолько отдаешься работе, что не остается сил на что-то другое?
— Даже не знаю. Пока ты не задала этот вопрос, думала, что слишком увлекаюсь самокопанием. Практически никогда не остаюсь довольна результатом.
Всегда думаю, был бы еще один шанс сыграть, сделала бы это лучше. До сих пор перед каждым выходом на сцену дрожу как осиновый листок. И не важно, спектакль это, проведение концерта или прямой эфир.
— Но ведь хорошо, когда есть к чему стремиться. Если человек полностью доволен собой, это конечный пункт в творчестве…
— Иногда получается, что самокритика напрасна. Люди после спектаклей ждут, дарят цветы, говорят о хорошей игре и что им все понравилось. Пишут в социальных сетях, что восхищаются мной. Поначалу думаешь, а они точно обо мне это? (смеется). Тем не менее, приятно. Видя такую отдачу, каждый раз стараешься сыграть и сделать что-то еще лучше.
Мама (Райганат Магомедовна. — Ред.) самая преданная моя поклонница и критик. Она крайне редко бывает мной довольна. Это подстегивает работать над собой. Ведь не зря говорят, что нет предела совершенству. И я понимаю, что главная роль в моей жизни еще не сыграна. Я своего пика еще не достигла.
«Моя главная роль еще не сыграна»
— А о какой роли мечтаешь?
— Хотелось бы какую-то глубокую и драматическую роль.
— Умалишённую, например?
— Это вообще моя мечта! Может быть, вслух такое нельзя произносить, но я говорила, что после сорока лет вижу: окно, решетка, психушка и такая душевнобольная Рукиша.
— С чего бы?
— Не знаю даже. Творческие люди все же немного того… (смеется). Нормальный, адекватный человек ведь не придет в театр работать. Мы все там с какими-то своими тараканами в голове.
— Говорят, если человек долгое время играет сумасшедшего, он настолько вживается в образ, что через время у него наблюдаются отклонения. Как думаешь, так ли это?
— Конечно. Вот представь, мне предстоит сыграть умалишенную. Какое-то время придется ходить в психиатрическую больницу, буду просить, чтобы разрешили влиться в это общество, стану изучать его изнутри. Мы едем в другую страну — приезжаем оттуда немного другими: с небольшим говором, повадками той местности. После долгих и детальных подготовок к съемкам и вовсе в голове происходит перестраивание всего. Плюс еще время самих съемок и репетиций. А потом раз — и выйти из этой роли сразу невозможно. Я даже после просмотра какого-то глубокого и драматического фильма долго отхожу. Что тогда говорить о роли?
— Есть амплуа, которые «прилипли» и в жизни?
— Рекламное: «Муртуз, купи мне семечки «Союз»». Мне даже комментарии к фотографиям, где мы с мужем, писали: «А, это же Муртуз». Я столько лет проработала в шоу-бизнесе и театре, и этого никто не знает, ассоциируют только с Муртузом. Слушайте, так же нельзя! Я все-таки актриса государственного театра, выпускница театрального актерского отделения, а не случайный человек на сцене, в искусстве, в театре.
— Родится сын, Муртузом назовешь?
— Ни за что! Хотя в моем случае вообще не стоит зарекаться. Приклеились еще — бомбита, Маслиат Магомедовна («Горцы от ума»), «Альбина, выскакивай» («Разные песни по-любому») и многие другие.
— Какие актеры и актрисы импонируют тебе?
— Я никогда не создавала себе кумиров. Могу выделить лишь творческую часть. Нравилась игра Роберта Де Ниро. Хотя давно не слежу за новинками, но раньше была мечта сыграть вместе в одном фильме и получить за него «Оскар» (смеется). Из зарубежных еще нравится гениальная актриса Мэрил Стрип.
Из российских — Нонна Мордюкова, Фаина Раневская и другие. На самом деле немало актеров, творчеством которых я восхищаюсь, поэтому перечислять всех не стану.
— Как ты все успеваешь? На семью время остается?
— Конечно. Я хорошая хозяйка. Мужа (Асхабали Халидова — чемпион мира по джиу-джитсу по версии FILA, мастер спорта по дзюдо, самбо и борьбе на поясах. — Ред.) всегда балую разными блюдами. У нас в семье теперь два чемпиона. Он называет меня чемпионом мира по аварскому хинкалу.
Мы можем пойти в гости к самым близким людям, а он придет домой, увидев там плов, борщ или еще что, просит меня приготовить то, что было у них на столе. Первое время спрашивала, почему в гостях не поел? Я, говорит, хочу приготовленное тобой. Нравится ему, как я готовлю. И это приятно. А еще мы оба с ним сладкоежки.
Как все успеваю? Меня ничего не напрягает, каждая сфера деятельности приносит удовольствие и становится уже обычным явлением и образом жизни. Да и вообще, человек ведь привыкает ко всему.
— Как называете друг друга дома?
— Я его зову Асхабушка. И, как он признается, благодаря мне его так называет теперь полгорода. Он же по имени обращается ко мне крайне редко. Чаще это бывают разного рода ласковые и приятные слова.
— Депрессия и ты совместимы?
— Если честно, бывает. Раз многие люди видят меня всегда в хорошем настроении, значит, в моменты, когда на душе скребут кошки, бываю чаще одна. Я очень сентиментальная. Могу разрыдаться даже по незначительному поводу. Одна моя подруга, увидев меня практически в слезах, была удивлена, что я умею плакать. Иногда приходится за уши вытаскивать себя из этого состояния, чтобы депрессия не стала затяжной. Обычно предпочитаю отдохнуть, отключив телефоны и другие средства связи. Потом вспоминаю, что есть сотни, а то и тысячи людей, кому гораздо хуже, и что мои переживания настолько ничтожны по сравнению с их проблемами, становится стыдно. Беру себя в руки и снова полна эмоций и сил. Главное в такие моменты не переставать работать, общаться и не замыкаться в себе.
— Все-таки беседу хочу закончить на позитивной ноте. Недавно смотрела «Пусть говорят». Героем программы был Ник Вучич, человек, который родился без рук и ног. Думаю, все знают его историю. Жизнь Ника не сломала. Наоборот. Он сам теперь дает силы другим. Большинство из них спасают просто искренние человеческие объятия. Так он передает свою энергетику и силу.
Хочу обнять тебя и пожелать всегда оставаться такой же веселой и открытой, какой мы тебя знаем и любим. И чтобы роль-мечта не заставила себя долго ждать, а вместе с ней еще большая слава и признание.
— Знаешь, такого завершения интервью у меня еще не было! Вот такого доброго и душевного, как старое советское кино, которое я безумно люблю. Спасибо тебе за беседу. Редакции желаю успехов и процветания. У вас веселый и дружный коллектив. А «МД» я всегда с удовольствием читаю.
Регина КУРБАНОВА