Наиля Эфендиева: «Я ехала на форум «Территория смыслов на Клязьме») с определенной долей скепсиса. Но в этот раз я победила»
О своих студенческих годах и мотивах реализации проекта-победителя конкурса грантов Федерального агентства по делам молодёжи рассказывает Наиля Эфендиева:
— Проведение тренингов на знакомство и командообразование, начиная с первого учебного дня, было и является доброй традицией психологического факультета Дагестанского государственного университета, выпускницей которого я и являюсь.
Расскажу подробнее с самого начала. Помню, в далеком 2004 году мне, приезжей 17-летней студентке, эти тренинги очень помогли адаптироваться к вузовской жизни. Возникла мысль распространить эту традицию на все факультеты. Впервые я оформила свои мысли в проектной заявке на внутриуниверситетский грант ДГУ в 2012 году.
Тогда эта идея не получила поддержки. Кстати, не оценили идею и на «Машуке». Однако мысль о пользе проекта для студентов не оставляла меня. И вот в 2013 году при финансовой поддержке централизованной религиозной организации «Международная Исламская Миссия» и активном участии профсоюзной организации ДГУ нам удалось эту задумку реализовать.
Название проекта «Студент-Гражданин-Профессионал» родилось из триединой цели, которая, как я считаю, должна лежать в основе образовательной деятельности вуза. В концепте «Студент» заложена адаптационная работа с вчерашними школьниками, многие из которых являются приезжими и для них в новинку не только вузовская система обучения, но и сам факт пребывания в городской среде.
Достигается это состояние адаптированности различными тренинговыми занятиями, направленными на сплочение и командообразование, через знакомство с университетским кампусом, внеаудиторными «вылазками» в город, веревочными курсами, квестами и прочим.
В понятии «Гражданин» заключена необходимость формирования в молодом человеке активной гражданской позиции посредством вовлечения через молодёжные организации в общественную жизнь факультета, вуза, города и республики. Благодаря тренингам, в группе быстрее выявляются лидеры, через которых можно воздействовать на аудиторию.
Так, в ДГУ уже второй год по итогам тренингов, проходящих на факультетах, выделяют активных первокурсников, из которых формируют Школу студенческого актива «Лидер». Там в течение года они проходят более углубленное обучение по основам ораторского мастерства, правовому просвещению, знакомятся с системой студенческого самоуправления.
Категория «Профессионал» говорит о необходимости формирования профессионального самосознания студента, начиная уже с первых недель обучения. Это достигается посредством встреч с профессионалами и практиками в соответствующей сфере, экскурсий на производство и т.д. Зачастую молодые люди выбирают профессии неосознанно, опираясь на ряд внешних факторов, а своевременное выявление и раскрытие того, что им предстоит в будущем, поможет им либо укрепиться в совершенном выборе, либо успеть сменить место учебы в будущем году.
В 2013 году я пришла с проектом памятки для первокурсников в Комитет по делам молодёжи ДГУ, возглавляемый на тот момент Арсеном Гаджиевым. Там эту идею восприняли с большим энтузиазмом и оказали помощь в её реализации. В итоге при поддержке ректора пособие было издано, и уже два поколения первокурсников, поступивших в 2015 и 2016 годах, пользуются им. Оно содержит интересные и нужные для начинающих студентов сведения: важные вехи истории университета, значимые контакты, интересные для посещения места, точки питания, полезные в учебной жизни советы.
На момент написания проекта я работала в школе и обучалась в аспирантуре, занималась исследованием проблемы профессиональной идентичности студентов. В реализации проекта существенную помощь оказывают органы студенческого самоуправления ДГУ и ДГТУ (Дагестанского государственного технического университета. – Р. Ф..), за что им хочется выразить большую благодарность.
На молодёжном форуме Всероссийского масштаба мне хотелось побывать очень давно, до этого довелось только в 2013 — 2014 годах побывать участницей «Машука». «Селигер» я в свое время проморгала, хотелось нагнать упущенное до достижения 30 лет. Мои знакомые, побывавшие на главных форумах страны, всегда хвалили образовательную программу.
Привлекали меня и встречи с экспертами, политиками и учеными. Так получилось, что на второй год существования форума «ТС» там появилось направление «Межнациональные отношения». «Кому, как не дагестанцам, данное направление посетить?!» — подумала я и подала заявку, ожидая насыщенную смену. Ожидания оправдались в полной мере.
Кроме того, я поехала не с пустыми руками, а с заявкой на грант. Участие в грантовом конкурсе «Машука» для меня было дважды неудачным, поэтому я ехала на «ТС» с определенной долей скепсиса. Но в этот раз я победила. И теперь реализовываю проект на грант в 200 тысяч рублей.
В этом году проект дополнен такими направлениями, как:
– становление устойчивой идентичности (этнической, религиозной, профессиональной);
– минимизация социальных рисков (профилактика распространения идеологии экстремизма среди молодёжи, в том числе через Интернет).
С сентября по ноябрь 2016 года тренинговой работы мы успели охватить около тысячи первокурсников. В сентябре 2017 года тренинги будут возобновлены.
Рабият Фаталиева | г. Махачкала