Не стало Сергея Ефимовича Кащеева
Несколько дней назад скончался дагестанский футболист и тренер Сергей Кащеев – один из самых известных в Каспийске людей. Об этом замечательном человеке «Молодежка» сегодня вспоминает в беседе с легендами дагестанского футбола…
Умный, техничный, «шустрый»…
Александр Решетняк, игравший в махачкалинском «Динамо» в 1970-е годы, а позднее работавший тренером в «Динамо» и «Анжи», будучи уроженцем Каспийска, хорошо знал Сергея Ефимовича.
– Ох, как же я расстроен в эти дни… Нет, не вы принесли мне своим звонком печальную весть, я уже знал о случившемся… – говорит Александр Петрович. – Знаете, скажу так: я не был в числе тех, кого тренировал Сергей Ефимович, мы пересеклись в одной команде как игроки, – и всё же я считаю Кащеева своим учителем. Да, я учился у него как у партнера.
Это было в каспийской команде, она носила разные названия, на тот период – «Труд». Сергей был старше меня лет на восемь. Он действовал в полузащите, и вокруг него строилась игра нашей команды. Очень умный и техничный футболист, с пасом. И при этом, выражаясь народным языком, шустрый. С приличным объемом работы на поле.
Тогда не было агентов у футболистов, как сейчас. Агент – своего рода и помощник, и советчик, и менеджер для игрока. Иные пробивные агенты могут помочь своему футболисту забраться очень далеко – при том что в некоторых случаях у игрока нет для этого соответствующих качеств.
Вот у Сергея Кащеева качества были, а такого агента тогда не было. Не было тогда такой профессии. А довольно типичное явление того периода: о ярком и способном футболисте, но играющем где-то далеко в провинции (по масштабам СССР и по меркам советского футбола), могли не узнать ни в Высшей, ни в Первой лиге.
Не было не только агентов, не было Интернета, не было информационных площадок, куда можно было бы выложить видеонарезку: мол, вот, гляньте, чего умеет ловкий технарь из Каспийска. И если не случилось так, что игрока где-то как-то увидел кто-то из тренерских штабов «больших» команд, он, будучи яркой звездочкой, мог так и играть годами у себя в периферии.
Короче, Кащеев выступал за «Труд» в чемпионате Дагестана,потом тренировал свою же команду. Хорошо помню, что она довольно прилично выступила в розыгрыше Кубка СССР среди производственных коллективов. Да, так этот турнир назывался в тот период, в 1970-х годах (его наименование менялось).
Дело в том, что еще в конце 1950-х годов произошло разделение. К «большому» Кубку СССР стали допускать только команды мастеров, а производственные и физкультурные коллективы любителей играли с тех пор в своем отдельном турнире. И вот в одном из розыгрышей каспийская команда с Сергеем в составе прошла очень далеко, чуть ли не до финала.
Спокойный и вежливый человек…
Лучший бомбардир Второй лиги за всю историю советского/российского футбола, директор Республиканской спортивной детско-юношеской школы Александр Маркаров вспоминает о человеческих качествах Сергея Кащеева:
– Очень спокойный, вежливый, мягкий. Знаете, как у тренеров порой бывает: нервы, крики… И нагрубить игроку могут. У Сергея ничего похожего. Умел спокойно, доходчиво донести свои мысли до футболиста, найти с ним общий язык.
И находил. Сколько ребят начинали у него в Каспийске, а потом выросли до профессионального футбола. Магомедхабиб Курбанов, Рамиз Гюльахмедов, Шамиль Магомедов, Рустам Хуразов… Братья Сергей и Виктор Медведевы – они у Сергея Ефимовича как у тренера не проходили подготовку, но играли с ним, а это тоже школа.
За острые и хитрые передачи его называли Лисой…
Магомедхабиб Курбанов, полтора десятка лет отыгравший в махачкалинских «Динамо» и «Анжи», начинал как раз у Кащеева.
– Да, в Каспийске, где я родился, – вспоминает ныне работающий тренером в «маркаровской» школе Хабиб Исаевич,– на побережье недалеко от завода «Дагдизель» находился стадион «Труд» (от него сейчас остались чуть ли не руины и заросшее сорняками поле), а вокруг основного поля было и несколько тренировочных – побольше, поменьше.
Там я и начинал: сначала у Александра Жерноклеева, а моим вторым детским тренером был Сергей Ефимович.
Все свои футбольные знания, свой опыт он щедро передавал мальчишкам. Многие тактические приемы я почерпнул именно у него: как открываться, как располагаться на поле по отношению к мячу, к партнерам, к соперникам…
В футбольную пору за Сергеем Кащеевым закрепилось прозвище – Лиса. Он умел отдавать хитрые точные передачи: глядя в одну сторону, неожиданно направлял мяч партнеру в другой зоне. И это были очень острые передачи, развивавшие атаку.
Занятия у Сергея Ефимовича мне так приглянулись, что уже гораздо позже, когда я играл в «Динамо», все равно старался использовать свободный денек, чтобы прийти и дополнительно поработать на каспийском «Труде» у Кащеева. Да, чувствовал, что эта работа помогает мне прибавлять.
Отличительная черта его тренировок – спокойная сосредоточенная работа. Не то, что оскорблений из уст тренера в адрес юных игроков, а даже просто повышенного тона я от Кащеева не слышал.
Надо сказать, футболисты – они ведь тоже разные, со своим характером: спокойные, дерзкие, мягкие, резкие… И вот Сергей Ефимович умел найти к ним подход. Его уважали как мастера и как знатока своего дела.
***
На печальную весть о смерти Сергея Кащеева отреагировали также республиканская Федерация футбола и мэрия Каспийска, в сообщении которой, в частности, говорится:
«Тысячи мальчишек прошли через его заботливые руки, многие из них стали профессиональными футболистами. Он никогда не говорил о себе, не требовал от окружающих внимания, а спокойно и со знанием дела работал с городскими ребятами».