Под таким девизом в минувший понедельник, 1 июля, в историческом парке «Россия — моя история» состоялась встреча главы республики Сергея Меликова с представителями гражданского общества. С точки зрения информационного резонанса, пожалуй, самым громким событием форума стало объявление муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдулаева о предстоящем принятии фетвы о запрете никабов (это решение было обнародовано спустя два дня). Впрочем, обо всем по порядку.
Открыл и вел мероприятие директор регионального Центра этнополитических исследований ДФИЦ Руслан Абакаров.
До начала выступлений собравшиеся посмотрели видеофильм о событиях в Махачкале и Дербенте 23 июня.
Глава Дагестана
Первым на форуме выступил глава республики Сергей Меликов. Как и многие другие спикеры, он сказал о том, что террористам не удалось нарушить межконфессиональный мир в Дагестане.
Меликов подчеркнул, что цель терактов 23 июня – посеять семена ненависти и страха, дестабилизировать ситуацию в регионе, опорочив ценности традиционного ислама.
«Мы хорошо помним с вами события 90-х годов, когда сообща удалось предотвратить попытки международных бандформирований разрушить единство и суверенитет государства.
Причем сопротивление оказали не только правоохранительные органы республики, а простые люди, которые впервые взяли в руки оружие. Это предопределило конечный результат для террористов. Потому что воля народа во все времена сильнее оружия», — сказал глава региона.
Руководитель региона также призвал журналистов и блогеров доводить до людей только проверенную информацию. Фейки, по его словам, активно распространялись даже в неспокойные для региона дни.
«Вы должны осознавать всю ответственность за подачу необъективной информации, ведь такого рода публикации становятся источником порождения у людей чувства тревоги, волнения и страха за свою безопасность, чего наш враг и добивается», – отметил глава региона.
Сергей Меликов сказал также о том, чтобы форум не стал мероприятием для галочки:
«Мне бы не хотелось, чтобы сегодня просто сказали хорошие слова, заявили в очередной раз, что «Дагестан против терроризма» и поставили галочку.
Необходимо, чтобы с этого мероприятия мы все вынесли здоровую гражданскую позицию и выводы, которые помогут преодолеть этот страшный порог, на который мы наступили 23 июня», — сказал глава региона.
Он также высказался об опасности кровной мести как способе решения проблем.
«Мы хотим пополемизировать о кровной мести, о внесудебном формате?
Мы не имеем на это права! Это ведет к столкновению между дагестанцами. К чему нас активно толкают.
Я бы хотел, чтобы с этого мероприятия мы вынесли бы позицию, которую поддержали бы все дагестанцы», — подытожил глава региона.
Муфтий
Муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев призвал не называть преступников исламскими террористами.
«Некоторые люди говорят, что это «исламские террористы». Если врач совершит ошибку, мы же не говорим «врачебный терроризм», – отметил он.
Муфтий обратился ко всем дагестанцам с просьбой не быть равнодушными к тому, что происходит вокруг них. Из-за такого равнодушия, по его словам, в свое время распространился ваххабизм.
Ахмад-хаджи Абдулаев добавил, что нельзя закрывать глаза на проявления терроризма, даже если это касается родственников или соседей.
«Если кто-то думает, что это религиозная проблема, то нет. Это наша общая проблема», – сказал он.
Затем муфтий и сообщил о ближайших планах муфтията принять фетву о запрете никаба. Пока обстановка спокойной не станет, фетва будет действовать, пояснил муфтий.
На вопрос Булача Чанкалаева муфтий ответил, что предстоящая фетва о запрете никаба не означает запрета на хиджабы.
«Никаб — отдельно, хиджаб — отдельно», — сказал муфтий под аплодисменты многих присутствующих в зале, включая Сергея Меликова.
В тот же день муфтият опубликовал, а пресс-служба главы Дагестана выложила в своем телеграм-канале текст следующего содержания:
«Хиджаб и никаб. Путаницы быть не должно.
Хиджаб – это одежда, которая закрывает все тело, кроме лица и кистей рук. Никаб – это то, что полностью скрывает лицо, оставляя лишь щель для глаз. В никабе вы сможете даже не узнать, кто перед вами – мужчина или женщина.
Фетва о запрете на ношение никаба в скором времени будет вынесена отделом фетв муфтията РД.
Запрещать же хиджаб не намерены ни духовная организация республики, ни органы власти».
Архиепископ Варлаам
Архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам в своем выступлении на форуме говорил о планах Запада бить по межрелигиозному миру в России: «Они стараются посеять межрелигиозную рознь, подвергнуть сомнению искренность наших отношений».
Он добавил, что нужно приложить все усилия, чтобы оградить от этого зла молодежь.
«Мы увидели, как люди, наполненные ненавистью и злостью, убивали мирных граждан, священнослужителей и сотрудников, призванных хранить порядок. Это наша общая боль, это наше общее страдание. Это было направлено на то, чтобы нас разделить. Мы понимаем, что достигнуть этой цели сложно, но они пытаются», – сказал он.
Валерий Дибияев
«С первых же минут трагедии и мусульмане, и христиане Дагестана отозвались и взяли нас под защиту, выразили свое сочувствие и несогласие с идеологией и действиями террористов», – сказал на встрече председатель Совета иудейских общин Дагестана Валерий Дибияев.
«Нет сомнения в том, что это была настоящая провокация, направленная против братской дружбы и совместного проживания единой семьи из народов Дагестана. У нас одна Родина, общая история, культура и общее будущее. Мы вместе с руководителями традиционных дагестанских конфессий будем продолжать совместную работу по сохранению и укреплению межнационального мира и согласия», – заверил он.
Валерий Дибияев выразил благодарность Сергею Меликову за внимание к проблемам иудейской общины.
Глава МВД
«Террористы планировали нападение на шиитскую мечеть Дербента. Только некоторые обстоятельства помешали им это сделать, увидев там некоторое количество женщин и детей. Это установленный факт», — сказал в своем выступлении на встрече министр внутренних дел Дагестана Абдурашид Магомедов.
ЦУР
Руководитель ЦУРа Ислам Мусаев говорил о тенденциях и фейках в СМИ при освещении терактов в Дагестане.
В частности, он предложил вниманию собравшихся рекомендации ЦУР в информационном пространстве.
«Об этом не было даже речи»
Уже после мероприятия Айна Гамзатова опубликовала, а пресс-служба руководителя республики репостнула следующее сообщение:
«Мероприятие только закончилось. Сейчас разговаривала с муфтием по телефону. Муфтий шейх Ахмад-афанди Абдулаев рассказал, что на выходе подошел один блогер и задал вопрос: «А если попросят запретить и хиджаб, что будете делать?»
Муфтий обернулся к главе РД Сергею Алимовичу и министру внутренних дел Абдурашиду Магомедовичу со словами: «Вот здесь путаницы не должно быть, необходима четкая граница, чтобы тему хиджаба не трогали».
И глава, и министр ответили, что об этом не было даже речи».
Заключение отдела фетв
Оно было опубликовано в ночь на среду и гласило:
«Обсуждая вопрос никаба в исламе, необходимо в первую очередь отметить, что относительно обязательности ношения никаба среди ученых четырех мазхабов есть разногласие. По мнению некоторых ученых, ношение никаба является обязательным, по мнению других, — только желательным, а по мнению некоторых, — и вовсе нежелательным. Вышеуказанные решения касаются случаев, если в этом нет риска соблазна. В противном случае закрывать лицо обязательно, по единогласному мнению ученых.
Принимая во внимание обращение представителей власти, обеспокоенных безопасностью населения республики, муфтий РД рассмотрел вопрос вынесения фетвы о запрете никаба в Республике Дагестан и поручил отделу фетв подробно изучить данный вопрос. После тщательного анализа шариатских текстов в рамках четырех мазхабов отдел фетв РД не видит достаточных оснований для вынесения решения о всеобщем запрете никаба. При этом стоит отметить, что в определенных ситуациях из соображений безопасности может быть введен локальный запрет на ношение никаба, поскольку безопасности общества в исламе отводится первостепенное значение. Однако данный запрет должен быть продиктован исключительно внешними факторами и нести временный характер. Примеров подобной практики в Исламе достаточно.
Ахмед-хаджи Исаев, руководитель отдела фетв»
Муфтият — о временном запрете никаба
И на следующее же утро муфтият Дагестана распространил заявление о запрете никаба. Сделать его был уполномочен заместитель муфтия Абдулла Салимов.
«Муфтий, ссылаясь на обращение от министерства по национальной политике и делам религий, в котором сообщается о существующей угрозе безопасности населению республики, и на основании вынесенного вчера компетентного заключения отдела фетв объявляет о временном запрете ношения никабов до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения», — было сказано в заявлении.
Гасан Османов: «Нашим заокеанским недругам не нужен спокойный Дагестан»
Депутат Народного собрания Гасан Османов в беседе с «Молодежкой» поддержал позицию главы республики Сергея Меликова в вопросах гражданского общества.
— Хочется также отметить важное заявление муфтия Дагестана, который разграничил понятия хиджаба и никаба, — добавил депутат. — Очень важно понимать: хиджаб обязателен для мусульманок, никаб — не обязателен.
Нашей республике нужно развиваться в целом ряде сфер — туризме, аграрном секторе и других, реализуя свой потенциал.
Уже можно прямо говорить о том, что многим нашим заокеанским врагам невыгодно, чтобы Дагестан был местом спокойствия и умиротворения, чтобы здесь сохранялся межконфессиональный и межнациональный мир. Кстати, я сам представитель ногайского народа, но во мне также течет кумыкская, даргинская, лакская и татарская кровь.
Так вот, этим заокеанским недругам невыгодно, чтобы Дагестан был стабильным и спокойным, им нужна здесь точка кипения. Выделяются огромные деньги, чтобы дестабилизировать ситуацию в республике. Тот же пример с недавними терактами: уроды просто вышли и расстреляли людей. Им что, мало было власти, мало денег? Они просто зажрались. У этого парня-террориста было все: у него был бизнес, были связи, он был сыном главы района, но он вышел и начал убивать.
Выражаю слова соболезнования родным погибших.
Я не понаслышке знаю об угрозе терроризма: у меня самого в событиях 2000-х годов пострадали родственники, мы жили тогда как на пороховой бочке. И не хочется, чтобы это все вернулось.
Считаю, что в вопросах религии мы должны ссылаться на тех, кто лучше и больше в этом разбирается. Мы не должны разводить полемику в социальных сетях, мы не имеем тех знаний, которые имеет наш многоуважаемый муфтий.
Желаю всем благополучия и призываю не поддаваться на провокации, — подытожил депутат.