Намерение Минпросвещения России отменить Всероссийскую олимпиаду школьников по экологии натолкнулось на отпор со стороны экологов, школьников и правозащитников. Создана петиция с требованием оставить экологию в списке олимпиад. Ее подписала и преподаватель ДГУ Патимат Бекшокова. В беседе с «Молодежкой» она рассказала о возможных причинах исключения этого предмета, почему экологическое образование не очень популярно, перечислила 4 основные экологические проблемы Дагестана, которые грозят будущему.
Отмена олимпиады, отмечают борцы за экологию и те, кто стремится в эту сферу на профессиональном уровне, противоречит стратегии экологической безопасности России. В числе ее основных задач – развитие системы экологического образования и просвещения.
Патимат Бекшокова – к. б. н., доцент кафедры экологии Института экологии и устойчивого развития Дагестанского государственного университета, член-корреспондент Российской экологической академии, отличник образования РД.
– Причины исключения экологии не указаны. Как вы думаете, чем обусловлено это решение?
– Всероссийская олимпиада школьников – очень престижная, фактически главная в системе российского образования олимпиада. Победители и призеры заключительного этапа ВсОШ получают право на прием без вступительных испытаний практически во все вузы России. Решение исключить экологию из ВсОШ многие считают неправильным.
Мы можем лишь высказать предположения о причине исключения. Во-первых, олимпиада проходит по дисциплинам, которые преподаются в школе. Экологию во ВсОШ включили в 1994 году. Тогда же учебный предмет «Экология» ввели в федеральный компонент базисного плана для изучения в 9-х классах. Но сейчас экологию изучают только в рамках выделенных часов по биологии либо в виде факультатива. Таким образом, постоянная основа для подготовки школьников к олимпиаде по экологии отсутствует или же проводится за счет внеурочной деятельности либо в учреждениях дополнительного образования.
Во-вторых, экология как наука «выросла» из биологии, хотя в настоящее время это отдельное и очень большое направление не только в науке, но и в практической деятельности. Когда олимпиаду по экологии вводили в перечень Всероссийской олимпиады, многие специалисты сомневались в целесообразности этого, поскольку многие задания по биологии дублируются в заданиях экологической олимпиады.
Третья причина, на наш взгляд, связана с вышесказанным: если рассматривать экологию как раздел биологии, то создавать новые задания каждый год становится затруднительно. Авторы заданий составляют их, используя весь потенциал экологии, которая затрагивает биологию, химию, физику, почвоведение, медицину, агрономию и даже философию. Из-за кризиса в составлении заданий они стали несколько размытыми, включают в себя пространные рассуждения, ориентированы на конкретные монографии и учебники, отдельные научные школы. Ответы участников на такие задания вызывают затруднения даже у членов жюри при оценивании, так как школьники высказывают мысли другими, нешаблонными, способами. Поэтому, видимо, накопилось много претензий к заданиям этой олимпиады.
Приняв решение об отмене Всероса по экологии, Минпросвещения, несомненно, создало проблемы как минимум для учащихся, которые готовились к покорению этой высоты в ближайшее время, связывали с ней планы поступления в вуз.
И, наконец, в последнее время много критикуют олимпиадное движение в целом, которое превращается в альтернативу поступления в вузы в обход ЕГЭ. Это порождает подозрения в корректности проведения этапов олимпиады. Центры по подготовке к олимпиадам привлекают к преподаванию самих разработчиков заданий. Возможно, Минпросвещения хочет сократить перечень олимпиад и сделать их не альтернативой поступления в вуз по результатам ЕГЭ, а альтернативой оценки знаний и умений школьников.
– Популярна ли Всероссийская олимпиада по экологии среди дагестанских школьников?
– Количество дагестанских школьников, ежегодно пробующих свои силы на поприще экологии, увеличивается. В последние годы есть победители и призеры ВсОШ по экологии. Но увидеть их на химических, биологических и экологических факультетах, тем более в региональных вузах, не удается. Большинство из них выбирает медицинские специальности за пределами республики.
– Какую пользу школьнику приносит сама подготовка к олимпиаде, даже если он не становится победителем?
– Подготовка к ней очень полезна для развития глобальных и метапредметных компетенций, поскольку современная экология – междисциплинарная наука. Школьник разбирает задания прошлых лет, работает с монографиями известных ученых и методическими разработками, защищает проект…
Это развивает навыки научно-исследовательской работы, критическое мышление, появляется умение самостоятельно добывать информацию, совершенствуется практика публичного выступления.
– Может ли исключение экологии отразиться на проблеме экологии и экологическом образовании?
– Кардинально на экологических проблемах или экологическом образовании не скажется. Экологическое образование на уровне средней школы достаточно развито и стимулируется помимо ВсОШ множеством других мероприятий, например, «Шаг в будущее», «Большая перемена», «Большие вызовы». Но, конечно, Всероссийская олимпиада школьников – наиболее значимая олимпиада. Вузов, где готовят специалистов по экологии, охране природы и другим смежным специальностям, тоже немало.
– Популярно ли среди дагестанских выпускников экологическое образование? Если непопулярно, можете сказать почему?
– Нельзя утверждать, что специальность эколога пользуется большой популярностью. Это связано со слабым уровнем информированности и понимания перспектив дальнейшей карьеры, относительно низким уровнем зарплат в экологической отрасли. Но на самом деле профессия эколога – это профессия будущего. Ее востребованность объясняется тенденцией к экологизации человеческой деятельности, усугублением экологических проблем, ростом потребности в специалистах.
У нас в Институте, который является флагманом экологического образования в Дагестане, количество бюджетных форм обучения ежегодно растет, и в целом мы справляемся с набором абитуриентов.
– Дагестан, Россия испытывают дефицит профессиональных экологов? Если – да, отражается ли дефицит на состоянии экологии? Или дело не только в нехватке специалистов?
– Критической нехватки кадров в Дагестане и в целом по России пока нет. Что касается решения экологических проблем, то их корень не столько в нехватке кадров, сколько в отсутствии финансирования природоохранных проектов, проектов по исправлению последствий когда-то допущенных ошибок природопользования. Как правило, наиболее остро вопросы экологии звучат после серьезных катастроф, а после ликвидации их последствий внимание к экологическим проблемам спадает.
– Опишите коротко состояние окружающей среды в Дагестане. Что вас больше всего беспокоит, как специалиста?
– Наибольшими вызовами для Дагестана являются: качество морской воды, очистка сточных вод, поступающих в Каспийское море, проблема современной безопасной утилизации отходов и, конечно же, деградация почвенного покрова. Эти проблемы сильно ухудшают качество окружающей среды не только для современного, но и для будущего поколения и не имеют простых однозначных решений.
В нашем Институте проводился опрос, нужно было оценить уровень экологической культуры населения Дагестана. 51,9% респондентов оценили его как низкий. Это очень печальная статистика.
Амина Магомедова