Турецкий путешественник Эвлия Челеби о Дагестане второй половины XVII века
За много веков до 1920 года, когда была образована ДАССР, Дагестан был един политически и духовно. Наш край между Ираном и Россией являлся страной, наподобие Объединенных Арабских Эмиратов, разделенной на семь владений под верховной эгидой падишаха – валия Дагестана. «МД» продолжает серию публикаций, посвященных истории нашей родины. В этот раз взглянуть на Дагестан 350-летней давности мы вам предлагаем с помощью известного турецкого путешественника Эвлия Челеби. В увлекательном рассказе он красочно описывает города, культуру, цивилизацию, мирную жизнь, вовлеченность в международные отношения и вообще интересно демонстрирует феодальную эпоху в Дагестане.
Весной 1666 г. османский халиф Мухаммад IV (1648 — 87 гг.) сместил с престола крымского хана Мухаммад-Гирая IV «Суфия» (1654 — 66 гг.), не успевшего вовремя прибыть на австрийский фронт. Опальный правитель Крымского ханства в сопровождении многочисленной свиты выехал в Дагестан. Прославленный полководец, разбивший в 1659 г. у Конотопа князя А. Н. Трубецкого, а в 1660 г. пленивший на Украине армию князя В. Б. Шереметева, был радушно принят валием Дагестана — Сурхай-шамхалом IV (1641 — 67 гг.), который предоставил высокородному гостю местность близ села Пир-бай (ныне Параул). Вскоре здесь выросло многолюдное поселение, остатки которого по сей день известны окрестным жителям как «Бахчисарай» в память о проживавших здесь крымских эмигрантах. Когда политическая ситуация в Крыму изменилась, сыновья и племянники хана получили возможность благополучно вернуться на родину. К сожалению, Мухаммад-Гирай IV не дожил до этого дня, благочестиво окончив свои дни в 1674 г. на гостеприимной дагестанской земле среди братьев по вере и оружию.
В этой поездке опального правителя Крымского ханства сопровождал знаменитый османский путешественник Эвлия Челеби, который и сохранил в своей десятитомной «Книге путешествий» («Сийахат-намэ») уникальные сведения о Стране гор. Путешественник раскрывает целый мир, повествуя о мирной и безопасной жизни «благоустроенной исламской страны», где мужчины не общаются и даже не здороваются с человеком без бороды, и, вместе с тем, приводит наиболее ранние свидетельства о дервишах ордена накшбандия в Дагестане. Эвлия Челеби красноречиво иллюстрирует доказанный нами в своей диссертации факт наличия в позднем средневековье общедагестанского государства и развитой городской жизни. Предоставим же ему слово.
В настоящее время между Персидской землей и горами Эльбурс есть царство, называемое Дагестанской страной. Дагестан расположен у подножия гор Эльбурс и состоит из семи санджаков (буквально «знамён»/владений). Падишаха этих санджаков называют шамхал-ханом, и хутба в них читается на имя этого падишаха, который, однако, не владеет правом чеканить свою монету. Жители Дагестана — это народ мусульманский шафиитского мазхаба. Население Дагестана также состоит из семи народностей, языки которых несхожи друг с другом. Но с помощью Аллаха они изъясняются между собой…
В Кабарде также после хутбы в честь Османа (Османского султана-халифа) читают хутбу в честь ханов Крыма, затем падишаха Дагестана , наконец, — местного бея Мисоста …
О землях в пределах владений Дагестанского султана
Это обширная и древняя страна. Здесь находится Терская крепость московитов… В старину тут была маленькая крепость, принадлежавшая кумыкам; она являлась одним из строений Ануширвана (персидский шах. — Авт.). Впоследствии ее захватили прибывшие на кораблях московиты… Теперь это крупный и наиболее отдаленный порт на границе Дагестана и королевства Москвы. Все московские купцы сходят здесь с кораблей и направляются в Дагестан, Грузию и Иран. …Крепость неотделима от страны Дагестан… Но ни в нее, ни даже близко к ней мы не пошли. Ибо с тех пор, как Мухаммад-Гирай-хан разгромил в 1070 году хиджры (1660 г.) лагерь московского короля и пленил визира Шеремета (князя В. Б. Шереметева), Москва и крымский хан стали заклятыми врагами. И теперь, когда при наших воинах было свыше трехсот пленников-московитов, мы прошли мимо на расстоянии шести часов езды от неё.
В начале месяца зулкада 1076 г.х. (5 мая 1666 г.) вступил я в пределы исламского Дагестанского падишахства и прошел вдоль берега Терека на восток 15 часов… Слава Аллаху, мы вступили прямо в исламский край. Навстречу нам вышли десять тысяч вооруженных правоверных из числа дагестанских воинов-мусульман (гази). Дагестанский падишах прислал такие подарки, яства и питье, и хану было оказано такое уважение и всевозможные почести, что все это не описать пером.
И даже в честь скакуна хана были принесены в жертву двести баранов и розданы бедным, и те радовались и веселились.
О крепостях и городах, через которые мы проезжали на востоке и западе Дагестанской земли
Начнем с того, что населенные пункты в этой стране не называют «кабак», как в стране черкесов, а называют — поселок (кенд), город (шехер) и крепость (кала). Этот край такой спокойный и безопасный, что и замужняя женщина, и юная возлюбленная, и солнцеликий мальчик или юноша со всеми драгоценностями идет из города в деревню или из деревни в город через горы и долины в одиночестве, и никогда никто не осмелится подойти к замужней женщине, поднять голову и заглянуть ей в лицо. Всё население страны – мусульмане, исповедующие религию Аллаха, и все они — шафииты. Они никогда не едят запретной шариатом пищи и не надевают запретной шелковой одежды.
За семь часов пути на восток мы миновали в этом краю несколько благоустроенных поселений. Река Аксай, выходя из Грузинских гор, впадает в Терек… И в этом месте для встречи от его светлости шамхал-шаха прибыли десять тысяч отборных воинов, и они составили великолепный полк.
Шамхал-шах выехал из города навстречу хану. Они оба спешились и расцеловались, побеседовали друг с другом. Потом снова сели на своих чистокровных скакунов. Два шаха-гази, прекрасного вида всадники, отправились, гарцуя, во дворец шамхал-шаха. Там было предложено обильное угощение, и с крепости были произведены приветственные залпы из пушек. Всем подданным и приближенным хана были предоставлены отдельные дома, и все отправились в эти дома для гостей.
А хан остался с шамхал-шахом, и они приступили к переговорам. Затем хан также отправился в свой кунак (домик для гостей). А когда были отданы распоряжения о трехдневном отдыхе, мы поехали осматривать город (Аксай).
Стоянка на берегу реки Акташ
Эту реку называют Акташ потому, что она прозрачная и течет в белокаменном русле… Мы легко переправились через эту реку. А на противоположном берегу войско, которое вместе со своим атбаши (начальник иррегулярной конницы) вышло для встречи обоих падишахов (то есть крымского хана и дагестанского шамхала), и толпа вместе со знатными лицами общины была столь огромна, что и описать невозможно. Похоже было на то, что наибольшим желанием падишаха Дагестана было показать своё войско нашему хану. А он и на самом деле имел в своем распоряжении воинов отборных, преданных, в латах и в кольчугах, и все это были всадники на чистокровных арабских конях. Все собравшиеся жители города Эндери, сыны Адамовы, старые и малые, знатные и простолюдины — рядами стояли по правую и левую стороны шахской дороги. И тогда, согласно заведенному распорядку, на площадь, через которую вступают в город Эндери, с противоположной ее стороны навстречу обоим падишахам и огромному войску вышел хан города Эндери — уллу-бей-хан («великий князь»). А в войске том были: двадцать тысяч пеших стрелков из ружей, в латах, кольчугах и шлемах, в стальных шишаках, защищающих голову, закованные в броню, называемую в Дагестане керюге, и в тегиляях (таглака) — несколько тысяч пеших лучников; всадники, обвешанные разнообразным оружием, на конях чистокровных пород; несколько тысяч обрядившихся воинами людей на быстрых конях пегой масти.
И вослед улу-бей-хану музыканты играли на рогах, зурнах, ханских литаврах, каранаях Афрасиаба, барабанах Искандера, на эмирских тамбурах и бубнах. И когда уллу-бей-хан со своей огромной свитой подошел вплотную, все спешились и пали ниц у копыт коней обоих падишахов, а затем приветствовали их, вскочив без помощи стремян на своих быстроногих коней. Потом снова к ним подошел воинский эскорт, и всё войско, рядами и волнами, вступило в город Эндери.
Было устроено великое угощение. Мы вместе с его светлостью ханом, поместившись в просторном дворце, предались наслаждениям и удовольствиям.
На следующий день, согласно распорядку церемоний, наш хан отправился встречать шамхала. Завидев падишаха Дагестана вдали, за тысячу шагов, наш хан тотчас снял с себя меч, снял с головы шапку, сошел с коня. Как только его увидел падишах Дагестана, он также на дальнем расстоянии, за тысячу шагов сошел с коня. Пройдя это расстояние, они обнялись, глянули друг другу в лицо и расцеловались. «Добро пожаловать, хан мой!» — «Доставь удовольствие, падишах мой!» — с этими словами они оказали друг другу знаки глубочайшего почтения.
(с. 791) Затем сели на коней и прибыли во дворец местного хана. Было устроено обильное угощение, а после него наш хан преподнес в дар падишаху Дагестана резвого коня с потником, украшенным драгоценными камнями, двух черкесских гулямов и пленного московского капитана… Я же, ничтожный, занялся осмотром города.
Свойства новой столицы на лике земном или града старинного и обширного Эндери
В сравнении с другими городами страны, Дагестан может считаться крупным, хотя, в общем-то, не велик. То есть он, пожалуй, не сравнится с такими городами, как Халеб, Дамаск, Багдад и Дийарбакр… Ныне падишахи живут то здесь, то в городе Таргу. Прозвище и титул их — шамхал. По происхождению они — арабы из Сирии (Шам). Потому и называют их «шам-хал», так же, как падишаха дома Османа зовут ху-ндйар, Ирана — шах, крымских ханов — гирай, падишахов страны Узбекской называют хан или хакан, Йемена — таба, Египта — звали азиз. У каждого падишаха имеется какой-то свой титул. Ну, а этих падишахов Дагестана зовут шамхал. Ибо исход их и происхождение — из Шама (Сирии)…
(с. 793) А позади города Эндери находилась крепость Эндери… И хан этого города Эндери является могущественным правителем с титулом уллу-бей («великий князь»). Этот хан является одним из семи ханов, подчиненных падишаху Дагестана: он распоряжается десятью тысячами воинов. Когда падишах отсутствует, правит этот хан. Власть его престола распространяется на двадцать округов (нахийа).
(с. 794) …Вода и воздух здесь приятны, жители миловидны. Здесь тысяча обмазанных глиной домов, с садами и виноградниками… Это город древний, средоточие мудрых, источник совершенств, обитель поэтов и умиротворенных… Искусные врачи, спускающие дурную кровь (ал-хиджама), здесь несравненны. И население знает языки персов, грузин, черкесов, кумыков, калмыков, кайтаков, моголов, хештдеков (астраханских татар), русов (украинцев), московитов (русских), лезгин, арабов-кахтанитов, кыпчаков, чагатайцев и разных прочих народов. …Торговцев, прибывающих и отъезжающих, здесь много…
В одежде у них совершенно отсутствует шелк, ибо они, будучи мужами умеренными, шелка совсем не носят, следуя хадису: «Того, кто излишне наряжается в мире сем, да не оденут в мире вечном»… Одежды, которые здесь носят, сотканы из овечьей шерсти или сшиты из цветной ткани. А кафтаны – как двуполые одеяния у персов…
…Всего, по неполным сведениям, по сей год в городах Эндери, Таргу и других было похоронено 47 шамхал-ханов. Кроме того, мы посетили могилы многих святых… Да будет милость Аллаха над всеми ними, и да освятит он их ясную душу!
(с. 795) Здесь мы пребывали одну неделю. Оба падишаха много раз сходились для важных бесед, и было много радости. Хан шамхалу и шамхал нашему хану устраивали угощения. Шамхал-хан щедро одарил меня, ничтожного, а нашему хану он дал юрт (владение) в области «Черного князя» (Кара-Махди, Мехтулинское владение) и выказал ему еще шестьдесят различных проявлений своей дружбы, а когда они прощались, он дал ему в сопровождение тысячу отборных воинов.
О том, как мы отправились из города Эндери в страну «Черного князя»
Из Эндери отправились мы на юг… Через шесть часов пути мы прибыли к реке Койсу.
Прекрасная крепость на Койсу (Сулак). Эта крепость с давних времен принадлежит шамхал-шахам. В крепости имеется эмир и кадий. Под властью ее хана находятся три тысячи солдат, мощная крепость построена кругообразно из камней на скале с крутыми склонами. В крепости имеется комендант и охрана, состоящая из трехсот стражей (ясаулов). Эта крепость находится на берегу реки Койсу. Однажды московские казаки, приплыв по воде, взяли эту крепость. По этой реке Койсу они на своих судах вышли с добычей в Каспийское море, оттуда направились в Терскую крепость и дальше ушли в свою злосчастную страну. В этой крепости имеется двое ворот… Ниже этой крепости, на берегу реки Койсу, находится достойный хвалы пригород. В благоустроенном пригороде много садов, есть проточная вода… А дома в этой местности расположены на склонах гор… В этом Дагестане дома вообще в большинстве своем расположены так, и все частные дома крыты глиной. Я ни разу не видел домов, крытых черепицей или свинцовыми листами.
(с. 796) Все мечети находятся в хорошем состоянии… В Дагестане пятничная хутба посвящается местным правителям, но в ряде мечетей поминаются и имена османских падишахов… Я затрудняюсь письменно изложить текст их хутбы, кроме того, это заняло бы много места. Но за процветание и непобедимость дома Османа по всему Дагестану сорок раз читают Коран. Османским султанам, как покровителям Мекки и Медины, оказывают почести.
В этом городе имеются три бани, одна харчевня, семь мектебов, три медресе, два текке дервишей ордена накшбанди, три караван-сарая для купцов. Но крытого рынка и больших торговых рядов в городе нет, монет местной чеканки тоже не имеется. В городе много садов, климат очень умеренный. Здесь нет тюрьмы. В этом городе не водят компаний… Не пьют никаких вин и крепких напитков. Они не знают, что собой представляют всякие опьяняющие средства, но беспутные люди пьют кумыс и бузу… Из города-крепости на реке Койсу мы направились на восток…
В похвалу великого города Таргу
Отметим прежде всего, что место, занятое этим городом, представляет собой обширное, обильное водой, пространство земли на широкой, покрытой купами деревьев, равнине вблизи Каспийского моря, подобное земному раю — Ирем… В нем имеются приличествующие этому городу благоустроенные и красивые постройки из камня и с изгородями, числом 7 тысяч… Имеются дворцы шамхал-шаха, других беев и еще очень многих состоятельных семей. Однако дворец шамхал-шаха не похож на дворцы прочих падишахов, ибо в нем отсутствуют роскошь и чрезмерное великолепие. Дело в том, что дагестанские мусульманские богословы (улама) не дозволяют своим властителям предаваться роскоши, считая, что такое тщеславие пагубно. В то же время они осуществляют правосудие и стараются воспитывать их хорошими воинами, которые заботятся о подданных, и наставляют их бороться с врагами ислама. Потому что в этой стране закон, а этот закон — начертание Аллаха, находится в руках мусульманских богословов (улама). Так что даже шейх уль-исламы садятся выше падишаха, а кади-аскер садится ниже шамхал-шаха. Представители знати садятся напротив шамхал-шаха. А везир его Таги-хан прислуживает ему стоя. При том везире имеется три тысячи воинов. А такого нет и в помине, чтобы муфтии, накыбы и кадии получали за свою службу плату, как в Османской державе, триста или полтораста акче (серебряная монета). Каждый, кто знает шариат и является начитанным алимом, может стать муфтием или кадиаскером. А без этого там не дают постов разным высокородным дуракам.
(с. 784) В этой стране нет тимаров и зеаметов (условное землевладение). Только военные племена (бо, табун, джунд и т.п.) сеют и снимают урожай, однако ашар/ушр («десятина») падишаху они не платят, а положенный по шариату ашар засчитывается им как жалованье за службу. Во время войны они выступают в назначенные места сражений на лошадях под началом везира, беев или самого шамхал-шаха. Всего воинов в Дагестане 87 тысяч. Ныне все справные хозяева полностью вооружены по татарскому образцу. Тяжелых обозов у них нет, зато у них много легко вооруженных воинов — стрелков.
Дагестанский край представляет собой область, в которой имеется 7 ханств и 47 округов, управляемых кадиями. И в этом краю имеется 41 благоустроенный город. Всего там имеется 56 крепостей. Половина гарнизона такой крепости ходит на войну… В настоящее время они находятся в состоянии войны с кызылбашами («красноголовые» — тюрки-шииты из Ирана и Азербайджана). Дело в том, что они никогда не любили персов…
Все они — фанатичные последователи шафиитского мазхаба. Они не обмениваются приветствиями с человеком, бреющим бороду, тем более, не садятся с ним за стол. «Если ты — суннит, — заявляют они, — то ты не позволишь выщипать себе бороду». Про такого говорят, что у него только и есть что петушиный хохол на голове, и не допускают его к себе, поскольку он без бороды. Земли этой страны — это покрытые лесами, совершенно неприступные отвесные горы, в которых водятся барсы, тигры, шакалы. И потому бессмысленно тягаться и выйти победителем в борьбе с дагестанским шахом. Хотя этот край и не представляет собой такой большой страны, как Румелия и Анатолия, и он в общем-то невелик, но всё же это цветущий, благоустроенный край. Дагестанский край со всех сторон окружен владениями правителей… и они днем и ночью воюют с владельцами каждого соседнего края, и они — храбрые молодцы, дающие отпор всем врагам…
Зураб Гаджиев
(Продолжение следует).