В Дагестане судят грабителей, напавших на доставщика пенсий
В Махачкале начался процесс по делу о нападении на доставщика пенсий, совершенном в октябре 2016 года в Гумбетовском районе республики. Тогда преступники убили предпринимателя и его жену и похитили более 18 млн рублей, предназначенных для социальных выплат.
Перед судом предстали четверо жителей Гумбетовского района – 44-летний Загид Биякаев, 29-летний Хаджимурад Юсупов, 30-летний Алиасхаб Лабазанов и 32-летний Расул Абдулхалимов
Преступный замысел, установило следствие, возник у Загида Биякаева и Расула Абдулхалимова, жителей села Новое Аргвани, еще в августе 2015 года. Они знали о том, что директор предприятия «Рохел» Гайирбег Абдухалимов перевозит на своем автомобиле Toyota Land Cruiser крупные денежные суммы, предназначенные для выплаты пенсий и других социальных выплат жителям района.
Биякаев предложил войти в дело своему родственнику Хаджимураду Юсупову. А в августе прошлого года Юсупов предложил принять участие в разбое своему знакомому, жителю Хасавюрта. Расул Абдулхалимов привлек к подготовке нападения Алиасхаба Лабазанова.
В доме Биякаева в Новом Аргвани злоумышленники разработали план нападения на доставщика пенсий.
Согласно замыслу, Лабазанов и Абдулхалимов, который приходился племянником доставщику пенсий, должны были выяснить, когда тот получит в отделении банка в Хасавюрте крупную сумму и выедет с деньгами в направлении Гумбетовского района.
Биякаев, Юсупов и его знакомый на участке автомобильной дороги Хасавюрт – Тлох на административной территории села Данух Гумбетовского района, в отдалении от населенных пунктов, должны были перегородить своим автомобилем дорогу «Тойоте», а затем, угрожая оружием, связать ему руки. Потом доставщика пенсий планировалось вывезти на его же автомобиле в другую отдаленную местность и уже там забрать из салона деньги, оставив Абдухалимова в машине со связанными руками.
Похищенные деньги участники разбоя планировали разделить между собой поровну.
Помимо автомата АКМ, который незаконно хранил Биякаев, он и его сообщники решили приобрести еще один ствол, а также машину для перевозки похищенных денег, маски, сменную одежду и перчатки, мобильные телефоны и сим-карты, пластиковые хомуты для использования в качестве наручников. В первой декаде октября Юсупов приобрел на хасавюртовском рынке автомашину ВАЗ-210930.
Получив от Расула Абдулхалимова информацию, что 19 октября следует ожидать появления его дяди в районе с крупной суммой денег, Биякаев поручил Юсупову выехать вместе с его знакомым из Хасавюрта к нему в Новое Аргвани. Однако тот в последний момент отказался от участия в нападении. И тогда его роль, предусмотренная планом, была поручена Лабазанову. 18 октября Юсупов и Лабазанов выехали в Новое Аргвани и по пути заехали в село Чирката. Там Лабазанов забрал у своего знакомого оставленный у него на хранение пневматический пистолет МР-654К, переделанный для стрельбы боевыми патронами.
В тот же день Биякаев, Юсупов и Лабазанов перевезли оружие и приготовленные для нападения вещи на окраину села в помещение для загона скота. Утром следующего дня злоумышленники выехали на исходную позицию, а вечером, получив сигнал от Абдулхалимова, переоделись в сменную одежду, надели перчатки, черную маску и две черные шапки с прорезями для глаз и выехали навстречу машине доставщика пенсий.
Около 18:30 на 65-м километре автодороги Хасавюрт – Тлох машины встретились и остановились. Угрожая оружием, нападавшие потребовали, чтобы доставщик пенсий и его жена Халимат Алиева вышли из машины. Однако Абдухалимов нажал на газ и попытался скрыться от преступников. И тогда Биякаев и Юсупов открыли огонь по «Тойоте». Водитель и его супруга от полученных ранений скончались на месте.
Забрав из салона машины более 18 млн рублей из находившихся в ней почти 29 миллионов, трое грабителей вернулись в Новое Аргвани и спрятали похищенные деньги в загоне для скота. Силовики задержали всех участников преступления уже спустя три дня.
Убийство семейной пары не входило в планы участников разбоя, считает гособвинение, и явилось следствием эксцесса исполнителя. Теперь степень вины каждого из участников преступления должен определить Верховный суд Дагестана.
Сергей Светлов