Давай с тобой займемся этим… Замутим челлендж на планете!
Challenge с английского переводится как «вызов». Вызов себе и окружающим. Это определенное задание, которое надо выполнить, а затем поделиться своими результатами и передать эстафету другим людям. Челленджи призывают обратить внимание на ту или иную проблему, развеять стереотипы. Добро пожаловать в реальность, облеченную в заманчивую игру! Замутим челлендж?!
Челлендж: от БАМа до расцвета Интернета
Илья Маркин, кандидат социологических наук, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова: «Изначально человек очень сложно устроен. С одной стороны, мы стремимся быть рационалистами и действовать правильно, с другой — постоянно нарушаем эти самозапреты.
Примером может быть поведение в толпе. Человек очень легко заражается, например, коллективной паникой, теряет рациональное мышление и творит ужасные вещи».
Например, когда в ночи распродаж в США — Black Friday — людей сметают с ног толпы обезумевших покупателей. Еще чаще такое случается, к сожалению, при пожарах. «С другой стороны, энергию можно из негативного русла повернуть в позитивное. Советская власть умела это делать мастерски. Например, движение стахановцев, или освоение целинных земель Казахстана, или строительство БАМа — это типичный челлендж. Поехать за тридевять земель делать тяжелую работу в одиночку не хотел, наверное, никто, но раз все поехали, как же я буду отрываться от коллектива?» — продолжил Илья.
По словам эксперта, переломный момент — это возникновение Интернета, который сломал парадигму вертикальной коммуникации и создал модель горизонтальной — от человека к человеку. «Когда один человек имеет сотню подписчиков, часть из них он может сагитировать, а дальше они начнут втягивать в этот процесс других самостоятельно. Чем больше человек будет участвовать в процессе, тем больше успешность данного челленджа. Начинается вирусная механика распространения — когда какая-то идея охватывает массы», — отметил Илья.
Сейчас мы называем это хайпом — когда горячая новость увлекает людей настолько, что они не могут говорить ни о чем другом.
«Коммерческие компании очень быстро поняли, что подобное пользовательское поведение можно использовать для продвижения чего угодно, и начали создавать промоакции с механикой User Generated Content, или «Контент, созданный пользователями». Сделай фотку с продуктом, поставь хештег и получи подарок. Все просто и логично, а в результате охват повышается до невиданных размеров, и все счастливы», — обращает внимание эксперт.
«От коммерческих компаний механика быстро перетекла к социальным и там оказалась успешна вдвойне. Люди очень любят показывать свою социальную ответственность и при этом получать удовольствие от достижений. Например, Ice Bucket Challenge, где надо было не только вылить на себя ведро воды, но еще и перечислить деньги на борьбу с серьезной болезнью. Механика оказалась настолько эффективной, что нужная сумма была очень быстро набрана», — напомнил Илья Маркин.
Занесенные ветром: из Америки в Европу
Как это бывает? Обязательна ли шокотерапия в виде ледяной воды?
Ice Bucket Challenge («испытание ведром ледяной воды» — перевод с англ.) стартовал в США летом 2014 года. Флешмоб был направлен на повышение осведомленности о болезни «боковой амиотрофический склероз». По правилам, обливший себя ведром ледяной воды участник флешмоба должен был перечислить в благотворительный фонд 10 долларов, а потом передать эстафету еще трем участникам. В течение суток те должны были сделать то же самое, засняв процесс на видео. В случае, если участник челленджа отказывался это сделать, он должен был внести пожертвование уже в размере ста долларов.
В России челлендж с обливанием холодной водой поддержали даже политики и телеведущие, направляя деньги в национальные благотворительные фонды. Действительно, что нам ведро, мы к ледяной проруби привычные, а после баньки в сугроб нырнуть — это же самый кайф!
Don’t Judge Challenge (от англ. — «не суди»). Пользователи соцсетей по всему миру снимали видео в гриме, имитирующем дефекты внешности, а потом без него.
Они рисовали себе моноброви и размазывали помаду, рисовали огромные веснушки, показывая этим, что люди с непривлекательной внешностью тоже должны приниматься обществом.
Этот флешмоб связывают с вирусным видео бьюти-блогерши Эм Форд (Em Ford) из Великобритании. Девушка, которая страдала от тяжелой формы акне (угри на лице), показала свое лицо с макияжем и без, сопроводив демонстрацию негативными комментариями, которые она получила к своим фотографиям в соцсетях.
Mannequin Challenge (с англ. — «вызов подражания манекену»). Флешмоб получил свое распространение в Интернете в октябре 2016 года. Группа людей внезапно застывает в положении, в каком они что-либо делали в последний момент, а оператор снимает всю эту немую картину.
Harlem Shake (букв. «гарлемская встряска»). Интернет-флешмоб получил популярность благодаря видео, которое снял австралийско-японский блогер Филти Франк (Filthy Frank). В ролике сначала танцует один человек в нелепой маске (обычно это маски лошади или Дарта Вейдера, или шлем), в то время как другие люди в кадре заняты своими делами. Но спустя несколько секунд все действующие лица присоединяются к танцу и начинают совершать хаотичные и эротические движения.
Самочелендж: побуждай и побеждай
Хочешь начать бегать по утрам? Правильно питаться? Все ждешь понедельника и опять лень? Пора бросить вызов самому себе! Скачать чек-листы формирования новых привычек на день, месяц, неделю, а может, составить свои; запустить с друзьями флешмоб с тегами, где каждый будет снимать на видео свое каждодневное достижение? Дадим прокрастинации бой?!
Ирина Гребнева, психолог: «Очень часто для достижения какой-либо цели нам не хватает уверенности в себе, поддержки со стороны. Как часто многие из нас начинают какое-либо дело, обещают себе, что вот с понедельника начнут делать зарядку каждый день, но этот понедельник все откладывается. В этом случае помочь может челлендж.
С точки зрения психологии, челлендж — это некое подобие тренинга, когда люди, объединенные одной целью, регулярно выполняют определенные задания для ее достижения. Многим из них важно быть частью чего-то большего.
В рамках челленджа люди делятся друг с другом результатами, отчитываются о проделанной работе — это повышает уровень самоорганизации и мотивации в целом. Эффективность здесь повышена за счет соревновательных ощущений. Такого плана челленджи особенно выгодны в спортивных начинаниях, когда нужно привить себе полезную привычку, а ведь это довольно длительный процесс и в одиночку справиться тяжело».
Именно поэтому сейчас так популярны целые спортивные соцсети и блоги ЗОЖ, где существуют виртуальные медали и баллы за достижения. За компанию все делается проще.
По мнению психолога, есть люди, которым результаты других безразличны, тогда на помощь приходит самочеллендж. «Человек бросает вызов самому себе вчерашнему, определяет для себя шаги преодоления каких-либо личностных барьеров, для выхода из зоны своего комфорта. Наглядность движения к цели — ежедневные отчеты или просто фото — также повышает мотивацию и самоорганизацию, а значит улучшает результат», — резюмировала Ирина Гребнева.
Мария Малова
Читайте также В Дагестане запущен флешмоб Welcome to the Republic of Dagestan