В минувшую субботу в Махачкале, в Институте повышения квалификации педагогических кадров, прошло награждение учащихся Ансалтинской школы Ботлихского района, занявших второе общекомандное место во всероссийских соревнованиях школьников «Президентские состязания». В интервью «МД» учитель физкультуры Лабазан Лабазанов, подготовивший ребят к турниру, рассказал, сколько попыток понадобилось его школе, чтобы войти в восьмерку лучших на этих престижных соревнованиях.
— Расскажите об этих соревнованиях. Как вы о них узнали и когда впервые приняли участие?
— Состязания проводятся с 1999 года по указу Президента РФ Бориса Ельцина. С тех пор программа турнира только расширялась. Теперь в соревнованиях участвуют уже все регионы страны. Состязания проводятся в 4 этапа: школьные, муниципальные, республиканские и всероссийские. О «Президентских состязаниях» я узнал в 2011 году. Аккуратно прочел положение и понял, что наша школа вполне может поучаствовать. Я посоветовался с директором школы, и в том же 2011 году мы провели школьные соревнования, чтобы выявить команду, которая отправится на муниципальный этап.
— И как выступили там?
— Победили. От нашей школы в муниципальных соревнованиях участвовал 7 «б» класс. Наши ребята и девушки и там показали лучший результат и отправились на республиканские соревнования. Победа на этом этапе открыла нам дорогу в финал, всероссийский турнир в Анапе.
— В результате?
— Мы заняли 18-е общекомандное место. Думаю, для первого раза совсем неплохо. Тем более, в личных зачетах два наших парня заняли вторые места.
— Из чего вообще состоят «Президентские состязания»?
— Школьники соревнуются в четырех дисциплинах. Это спортивное многоборье, творческий конкурс, теоретический конкурс и веселые старты.
— Расскажите об этих дисциплинах подробнее, пожалуйста.
— Спортивное многоборье включает в себя бег на различные дистанции, подтягивания на перекладине, отжимания, прыжки в длину и так далее. Веселые старты – это комплексная эстафета. Вот творческий конкурс, в соответствии с названием, ориентирован уже не на физические данные. Тут важны творческие способности детей. Школьникам заранее дается какое-то задание. Например, в 2011 году у творческого конкурса была такая тема: «Здравствуй, Олимпиада!». И команды должны были каким-то образом эту тему раскрыть. А уж каким именно, им решать. Свобода тут полная. И это главное достоинство данной дисциплины. Можно показать какую-нибудь сценку или исполнить музыкальную композицию. Если команда захочет станцевать, против этого тоже никто возражать не будет. В общем, ребятам дается свобода действия. Лишь бы тему раскрыли.
— С этим понятно. А теоретический конкурс – это что такое?
— А это уже проверка знаний. Об истории Олимпиады, с древнейших времен до наших дней, об олимпийском движении в России. Кстати, помимо основных дисциплин, существуют и дополнительные. Это баскетбол, дартс, настольный теннис, бадминтон, шахматы, мини-футбол… вот, например, в мини-футболе мы в первый же год выступления стали первыми.
— На следующий год, на всероссийский этап, также отобрались воспитанники вашей школы?
— Да. И в 2012-м мы уже выступили лучше, заняв восьмое общекомандное место. Ну, а в 2013-м поднялись на вторую строчку общекомандного зачета.
— В этом году вам удалось повторить прошлогодний результат.
— Не просто повторить, а даже улучшить. Да, в общем зачете мы снова стали вторыми. Мы, например, стали первыми в спортивном многоборье. Заняли третье место в творческом конкурсе. Пробились в финал теоретического конкурса, чего нам раньше не удавалось. По сумме всех этих выступлений заняли второе место.
— Можно сказать, с каждым годом вы выступаете все лучше и лучше…
— Верно. И это нас радует. Наши ребята действительно прибавляют с каждым годом.
— Что дают школьникам «Президентские состязания»?
— О, это замечательный опыт, который расширяет мировоззрение школьников. Вот, например, один творческий конкурс способен познакомить с культурами практически всех народов России. У нас в этом году было такое задание: рассказать о культуре своего края. И все команды показали какие-то сценки или музыкальные выступления, раскрывающие эту тему.
— Ваша команда как эту тему раскрыла?
— Мы рассказали о своих спортсменах, показали сценку, как изготовляется бурка, и станцевали народный танец. Так что эти состязания воспитывают детей. И не только в спортивном духе, что уже было бы немало. Они учат детей любить и уважать чужую культуру.
— Кто помогал вам ставить танец?
— Творческий ансамбль «Ботлих». А вообще, ученики, которых мы отобрали в команду, 4 мальчика и 4 девочки, активно готовились к старту соревнований весь июль и август. Мы проводили по 2 тренировки в день.
— Что еще входило в программу «Президентских состязаний», помимо самих соревнований? Была ли какая-то культурная часть?
— Да, программа всегда бывает очень насыщенной. Дети встречаются с прославленными спортсменами, олимпийскими чемпионами, общаются с ними. Вот, например, Саутин приезжал, двукратный олимпийский чемпион по прыжкам в воду. Надеюсь, в следующем году нам также удастся принять участие в этих соревнованиях.
Руслан Бакидов