Люди растут, стареют и умирают, но сельский годекан остается прежним. В старину каждое село имело свой годекан. У дидойцев он являлся одной из народных форм общественного воспитания. Здесь в свободное от домашней и сельскохозяйственной работы время собирается мужская часть населения.
Сельский годекан – это народный университет, где учатся у аксакалов; место для умных и интересных разговоров. Кроме того, он формировал общность интересов, коллективизм, товарищество, сплачивал людей и наглядно демонстрировал молодому поколению силу и единство народа. На годекане давали оценку всему происходящему в селе: и хорошему, и плохому. И оценка эта была судом высшей инстанции.
Годекан обеспечивал соблюдение традиционного порядка и дисциплины: определение почётных мест для уважаемых аксакалов, для семейных мужчин, для молодёжи и т. д.
Сельский джамаат, каждая семья ответственна за поведение человека на годекане. Действенным показателем такой ответственности считалось внушение детям с ранних лет того, что годекан – это место, где из суммы частных мнений вызревало разумное общественное мнение; где совместными усилиями мудрейших готовятся ответы на возникшие вопросы, решаются частные и общие проблемы; где на тебя смотрят, за тобой наблюдают, тебя оценивают десятки глаз; где следует соблюдать общепринятые нравственные нормы.
После распада СССР и начатой в стране перестройки значение годекана в корне изменилось. Мой дедушка рассказывал, что когда они были маленькими, проходили через годекан, не останавливаясь, почти бегом. О том же говорят старожилы села.
А теперь?! На сельском годекане можно увидеть и детей, и подростков. Сидят два старика, рядом с ними — школьники, пьяницы, все, кому дома делать нечего. Молодёжь иногда до утра буянит, кричит на годекане, и никто не обращает на них внимания.
Не вина ли это родителей, которые не следят за своими детьми? Очень редко встретишь таких, кто учит детей, как вести себя на сельском годекане. Нынешняя молодёжь не знает, кому уступить место, как общаться со стариками и младшими. Именно семья и джамаат призваны наставлять детей, подростков и юношей, как соблюдать этикет на годекане, кого и как приветствовать, выражать пожелание, благодарность, сочувствие.
Нам, дидойцам, нужно вернуть к жизни правила поведения на годекане. Уверен, при его высокой организации там могут проходить удивительно поучительные уроки нравственности. Сегодня в каждом ауле открыты мечети, и в течение суток они пять раз призывают верующих для исполнения молитвы. Загляните в этот час в мечеть – там можно увидеть 10 — 15 старейшин, а молодёжь в это время сидит на годекане…
Абдурахман Ибрагимов,
ученик 10 класса
МКОУ «Мококская СОШ»