Как правительство Дагестана собирается поддерживать футбол
Академии «Анжи» больше не существует, но вместо нее может появиться новая школа. Стадион «Динамо» изменится до неузнаваемости. Клуб «Махачкала» получит от правительства деньги и тренировочную базу. В середине прошлой недели в минспорте Дагестана обсуждались футбольные планы на будущее. Их судьба решится, возможно, уже на этой неделе.
Повестка дня
На повестке совещания в республиканском министерстве по физкультуре и спорту было четыре вопроса.
— Все четыре относятся к развитию футбола в Дагестане, — сообщил замминистра спорта Зайнал Салаутдинов. — Первый — состояние и дальнейшее существование, функционирование Академии «Анжи» как учреждения. Это главный вопрос, потому что руководство республики требует от нас информации по нему до понедельника (29 июля. – «МД»).
Второй вопрос – дальнейшее функционирование и деятельность футбольного клуба второго дивизиона «Махачкала». Стоит вопрос о финансировании команды в этом и следующем году.
Следующий вопрос касается стадиона «Динамо». Что нам с ним делать, какими мы видим его дальнейшие функции.
И последний вопрос – футбольное поле на территории гостиницы «Приморская» в Махачкале. Там надо провести ремонтные работы и подготовить его как базу для ФК «Махачкала».
Академия «Анжи»: работа над чужими ошибками
— Долго бьемся мы вокруг Академии «Анжи», — признался министр спорта Дагестана Магомед Магомедов. — Много было заявлений. По сегодняшний день «Анжи» — бренд Дагестана, один из лучших. Но, к сожалению, все это отошло на задний план. Сегодня у клуба нет возможности находиться даже в первой лиге. Но остается Академия «Анжи» — определенное количество тренеров, определенное количество детей, их нельзя оставлять на произвол судьбы. Председатель правительства Артем Алексеевич (Здунов. – «МД») делает максимум, чтобы найти средства, выход из этой ситуации, в которой оказалась Академия. Конечно, много чего недостает не только футболу, но и другим видам спорта. Мы разные варианты рассматривали с Академией «Анжи». Их мы обсуждали с председателем правительства. Как нам выйти из этой ситуации, чтобы это было безболезненно и для республиканского бюджета и вообще – мы для этого и собрались.
Не каждый запрос можно воплотить в жизнь. Не оттого, что мы не хотим, не оттого, что мы против, чтобы тот или иной тренер или директор Академии получали 180 или 200 тысяч рублей в месяц. Есть государственные нормы.
Мы пришли к единому знаменателю — именем «Анжи» мы Академию называть не будем. Для начала она будет Академией клуба «Махачкала».
— Мы сегодня имеем Академию «Анжи» — учреждение, которое до сих пор функционировало, — продолжил Салаутдинов. — Там 10-12 возрастных групп — с 2001 по 2010 год рождения. Работает 37 тренеров (25 в самой Академии, остальные – в ее филиалах по республике. – «МД»), по информации, которую сама Академия подала.Сейчас тренеры в отпуске, с 1 августа выходят на работу.
— Поправку внесу я, — поднялся директор Академии «Анжи» Магомед Исаев. – Они не в отпуске, у них закончились контракты. Они сейчас без работы, уже месяц. Поэтому хотелось бы возобновить контракты с 1 августа, если есть такая возможность.
— Мы просмотрели весь пакет документов, который вы подали, — сказал Салаутдинов. — Рассмотрели ваши тарификационные списки. Зарплаты, которые в них у вас указаны, — мы в них уложиться не можем, потому что они в 2-2,5 раза превышают зарплаты, которые получают в наших спортивных школах. Сегодня у минспорта есть такое предложение: произвести тарификацию в соответствии с нормативными актами, как у спортивных школ, оклады установить, как положено, и представить это нам на рассмотрение. С этими расходами мы выйдем в правительство республики, чтобы вас внесли в смету. При уточнении бюджета, если нам деньги дадут, мы сможем профинансировать. Но тут другая проблема, ее, наверное, будет решать уже руководство Дагестана: чтобы увеличить контингент в учреждениях, надо договориться с министерством финансов России. Потому что есть соглашение между правительством республики и минфином о неувеличении численности учебных заведений и штатов в них. Поэтому мы с вами должны разработать тарификацию, закрепить приказом тренеров за каждой возрастной группой с учетом наших нормативных актов и подготовить тарификационный список для содержания штата до конца года.
Что мы имеем в будущем? У нас предложение – на базе Академии «Анжи» создать с января следующего года спортивную школу – отдельное структурное подразделение.
Эти два предложения мы ранее озвучили Артему Алексеевичу, он их поддержал. Теперь он просит: «Составьте смету и покажите, какие средства на это требуются».
— Академия «Анжи» принадлежит футбольному клубу «Анжи», владелец клуба, а значит, и Академии, — Осман Кадиев. Как будет решаться вопрос о переходе Академии «Анжи» на баланс республики? – поинтересовался корреспондент «Молодежки».
— Осман Кадиев не захотел передавать нам ее на баланс, поэтому мы вынуждены создать новую школу, — ответил глава федерации футбола Дагестана Будун Будунов. — Ребята из Академии сейчас свободны.
— Как таковая Академия «Анжи» — уже ноль, — продолжил тему министр. — Поэтому, чтобы ребята из Академии и тренеры не остались на улице, мы под них собираемся школу создать. Это, само собой, будет новое юридическое лицо.
— Сейчас рассматривается вопрос только о зарплатах тренерам до конца года. Значит, команды Академии не смогут выезжать на турниры в этом году?
— Они уже пропустили много турниров, — ответил Будунов. — Вопросы — к руководству «Анжи». Мы эти вопросы поднимали, они сказали, что будут их финансировать. Но, как мы поняли, не финансируют. Получается, мы должны решать их проблемы за них. Государство не может финансировать «Анжи», это частный клуб.
— Академию нужно сохранить именно сейчас, — заметил ее директор Магомед Исаев. — Если будем откладывать этот вопрос до следующего года… Мне многие родители ребят звонят, у всех их детей есть предложения из других Академий.
— Есть, — подтвердил Будунов. — Уезжают.
— До нового года, пока не создастся новая школа, надо сохранить Академию именно в нынешнем виде, с минимальными потерями, — считает Исаев. — Двенадцатого августа возобновляется чемпионат России в разных возрастных группах. Наши команды в некоторых возрастах там идут в лидерах. Если мы пропустим эти игры…
— Сегодня для тех турниров, которых нет в нашем календаре, мы не можем ничего сделать, — возразил министр спорта. — Если не предусмотрены эти деньги, что мы можем? Единственное — уже по факту поездки финансово отчитаться, представить документы. Так раньше спортсмены получали у нас компенсацию расходов.
— Магомед, я объясню, почему нет денег, — обратился к директору Академии Будунов. — Я скажу прямо. «Анжи» — частный клуб, и, мягко говоря, руководство клуба не хочет республиканское поддерживать, не понимает он «политику партии». Я с ним (Османом Кадиевым, президентом «Анжи». – «МД») на эту тему разговаривал. Мы не нашли с ним общего языка. Он сказал: «Я буду содержать» (Академию. – «МД»). Это было три месяца назад. Я ему сказал: «Придет день, когда надо будет платить и отправлять ребят на игры». Потому что мы – лидеры в чемпионате, правильно ты говоришь, Магомед. Но он сказал, что будет содержать. Когда мне звонил Расул (Магомедрасул Ахмедов, главный тренер Академии «Анжи». – «МД»), я ему сказал: «Почему ты звонишь мне? У вас есть свой руководитель. Это некорректно, неэтично даже в отношении него самого». Для Академии «Анжи» деньги должен давать руководитель клуба. Если он написал бы: «Я отказываюсь и даю минспорту возможность…» — мы как-то нашли бы средства. Но сегодня мы не можем этого делать. И поэтому то, что законно можем делать, тем и занимаемся. Никто ребят не отправит на игры, я сразу говорю. Я, как глава федерации, хотел их взять на себя, два-три месяца думал — найду как-нибудь средства, отправлю их. Но зачем я буду отправлять за не наше юридическое лицо? Я не хочу тратить деньги за кого-то.
— Вместе с Будуном приходил один из предпринимателей и заявил, что готов до нового года финансировать Академию, — дополнил министр спорта. — Президент федерации футбола привел этого человека, и тот сказал: «До будущего года я нахожу деньги…» Но если до руководства «Анжи» не доходит этот момент и оно какой-то торг хочет с республиканским бюджетом устраивать, то это не пройдет. Уходят ребята? Пусть уходят. Они же не в тюрьму, не на войну, не в ваххабизм уходят. Пусть играют за другие регионы Российской Федерации, мы будем хлопать им и болеть за них. Где бы наши дети ни находились – они наши.
— Мы чужие ошибки сейчас исправляем, — заключил Будунов. — То, что другие развалили…
СК «Махачкала»: кому нужен этот клуб
— Спортивный клуб «Махачкала» представил смету расходов на его содержание. Вашим представителям тоже предстоит поработать со специалистами министерства. Чтобы суммы, которые вы расписали, соответствовали суммам, закрепленным в нормативных актах, — обратился Салаутдинов к представителю «Махачкалы» Саиду Абдуллаеву. — Например, заработная плата тренеров. Вы написали «9800». Сколько тренеров у вас в команде?
— Четыре.
— Мы футбольному клубу зарплаты платить не можем. Возможна оплата расходов на проживание, питание, проезд, командировочные и сборы.
— Мы по закону им не можем давать то, что прилично. Поэтому будем находить дополнительно средства. То, что по закону можем, напишем, чтоб было правильно, — объяснил Будунов. — Содержание команды мы хотим провести через программу развития физической культуры и спорта и ее подпрограмму – «Развитие футбола». 41 млн рублей в год предусмотрено по ней.
— Что мы делаем сейчас? – продолжил замминистра. – Составляем расходы клуба и предлагаем председателю правительства – при уточнении бюджета в сентябре выделить средства на содержание команды. То есть мы должны составить смету и на остаток этого года, и полностью на следующий год.
— На какую сумму претендует СК «Махачкала» из бюджета? — спросила «Молодежка».
— О сумме сегодня речь не идет, — ответил министр. — Поэтому нами и было сказано: принесите расчеты. Над этим работаем. Какая сумма там выйдет, еще вопрос.
— По «Махачкале» дополню, чтобы вы, журналисты, понимали, — сказал Будунов. — У всех один вопрос: зачем создавалась «Махачкала», какие у нее цели? Она создана по моей инициативе — по инициативе федерации футбола Дагестана и, конечно, при большой поддержке руководства республики, Магомеда Юсуповича (министр спорта. — «МД») в первую очередь. Мы хотим, чтобы у нас была наконец-то единая система футбола. Частные клубы — они наши, вопросов нет, но к государству никакого отношения не имеют, оно не может платить им деньги. минспорта, федерация, клубы, дети… У нас же сейчас все разрозненно. Мы хотим создать структуру, которая будет функционировать государственно. И клуб «Махачкала» вписался в эту систему правильно. Мы собрали людей, которые понимают футбол, которые хотят его развивать. Не говорю, что другие этим не занимаются, но появилась возможность создать это в правильном русле. Вот вся цель этой команды. Будут деньги — будут. Не будут — будем искать дополнительные средства. Мы хотим, чтобы деньги получались законным способом. И никаких других схем не должно быть.
Футбольная база на «Приморской»: никогда такого не было…
— Есть поручение председателя правительства создать условия у футбольного поля гостиницы «Приморская» в Махачкале, — сообщил замминистра Салаутдинов. — К тому футбольному полю, что у гостиницы, построить две раздевалки с душевыми и туалетами, вестибюль, комнату отдыха и сауну. Общий проект-смету этого строительства мы представляем правительству для утверждения финансирования как третье предложение (вслед за предложениями по Академии «Анжи» и финансированию СК «Махачкала»).
— То, что Зайнал Махмудович озвучил, — исторический момент, — акцентировал внимание присутствующих министр спорта. — Это то, что хотели захватить, «прихватизировать», — и поле, и гостиницу. Сегодня мы это никуда не отдаем, а оставляем для наших спортсменов.
— В минспорт передается — такого еще в истории республики не было, — согласился Будунов.
— И это поле будет в государственной собственности и в оперативном управлении минспорта, — рассказал Салаутдинов. — Наша команда сможет спокойно там тренироваться. А в дальнейшем и гостиницу под футбольный клуб заберем, да же? — с улыбкой добавил замминистра.
— Зачем «заберем»? — возразил министр. — Она автоматически перейдет.
— Вообще, это было бы, конечно, супер… — сказал Будунов. — Как раньше было — базу футбольную сделать.
— Господин Будун Будунов, вот надо поактивнее, — перешел на шутливо-официальный тон Магомедов. — У вас большие связи, большие знакомства. С самим Дюковым (председатель правления, генеральный директор ПАО «Газпром нефть», президент Российского футбольного союза. – «МД») целуешься.
— Я с мужчинами не целуюсь, оставил я уже эти вещи после Брежнева, — поддержал шутку министра Будунов.
Стадион «Динамо»: всюду жизнь
— Есть стадион «Динамо», есть перечень поручений председателя правительства по нему, — перешел Салаутдинов к очередному вопросу. — В чем заключаются поручения? Подготовить концепцию дальнейшего функционирования объекта физкультурно-спортивного общества «Динамо», а также техническое, технологическое задание — его будут готовить специалисты вместе с главным архитектором Дагестана. От нас, минспорта, требуют концепцию.
— Вы знаете, министерство строительства и ЖКХ дало заключение, что три трибуны стадиона находятся в аварийном состоянии, — отметил министр. — Абдулбекович (Загалав Абдулбеков, зампредседателя дагестанского отделения ФСО «Динамо») сам говорит, что готов куда угодно ехать просить, чтобы арену передали республике.
— Сегодня концепцию функционирования объекта можно на две части разделить, — продолжил Салаутдинов. — Первая часть — функционирование в этом и следующем году. Потому что в следующем году начать ремонтные работы будет сложно: и денег таких больших нет, и сам объект еще находится в собственности ФСО «Динамо». Сейчас минимущества проводит работы, чтобы разграничить, что к чему относится: чья Западная трибуна, чья земля и так далее. На Западную трибуну были выделены средства из республиканского бюджета, когда «Анжи» готовился выступать в еврокубках.
— В то же время эти деньги нигде никем зафиксированы не были, — заметил министр.
— Договора есть, актов нет. Трибуну к эксплуатации приняли, но непонятно как: стадион акт о введении в эксплуатацию не подписывал, — подтвердил его заместитель.
— Если мы стадион «Динамо» не сохраним, у нас чисто футбольной арены в республике не останется, — обозначил свою позицию Будунов. — Стадион «Труд» в Каспийске был, играли там. Был стадион «Анжи-Арена» — его переформатируют в торгово-развлекательный комплекс. Если мы «Динамо» не сохраним, у нас футбола не будет в республике. Этот стадион нам нужен — хотя бы если мы его в нынешнем виде поддержим, может, потом появятся деньги, чтобы построить на его месте новый стадион. Но нам нужен республиканский футбольный стадион.
— Поэтому правительство у нас и спрашивает: что мы предлагаем, каким мы его видим? – ответил Салаутдинов. – Мы могли бы втроем-вчетвером в кабинете сесть и написать предложение. Но я хочу, чтобы вы все высказались. Я услышал Будуна. Он правильно говорит. Этот стадион очень удобен для игр, для болельщиков. Но не только матчи должны там играться – это не очень экономично, это нерентабельно. Надо, чтобы арена могла использоваться и для народа. О том и речь – что, кроме футбола, мы там хотим видеть? Я, например, вижу на «Динамо» физкультурно-массовые мероприятия, праздники – День Конституции Дагестана, спортивные фестивали, культурные мероприятия, концерты.
— Игры второй лиги много народу не собирают, – сказал министр. – Поскольку эти три трибуны в аварийном состоянии – снести и на их месте разборного плана конструкции соорудить.
— Если стадион реанимируют, отстроят в его нынешнем виде, он сгодится для игр второго-первого дивизиона? – поинтересовался Салаутдинов.
— Да, — ответил Саид Абдуллаев, много лет работавший в «Анжи» в качестве главного менеджера. — У меня предложение такое. Если мы сразу все три трибуны снесем, у нас такие затраты колоссальные будут на реконструкцию. Может, начать с виража? Отсоединить его от центральных трибун, снести и вместо него сделать аналог Западной трибуны, и ее можно расширить за счет того, что там пространство есть до поля.
— Давайте сегодня за строителей решать не будем. Напишите свое предложение, — сказал министр.
— Чисто футбольный стадион надо делать или с беговыми дорожками, чтоб народ тоже мог заниматься? – продолжил Салаутдинов обсуждение.
— Именно такой – с дорожками, – высказал свое мнение министр.
— Чисто футбольный он должен быть, — не согласился Будунов.
— В центре города надо делать дорожки, чтобы люди вечером могли заниматься там. На стадионе «Труд» в Махачкале по три тысячи человек вечером занимается. Больше некуда пойти людям, — обрисовал ситуацию замминистра.
— Мнение минспорта, наших специалистов — стадион должен быть футбольным, но с беговыми дорожками, — резюмировал Салаутдинов. — То есть когда будут строить трибуны, предусмотреть хотя бы четыре беговые дорожки, а значит, трибуны надо будет отодвинуть метра на два. И будет нормальная чаша. В 2019 году у нас запланирован текущий ремонт Западной трибуны, подтрибунных помещений, консервация трех трибун под снос-реконструкцию. Если мы будем строить стадион на 12-15 тысяч зрителей, он соответствует требованиям первой лиги?
— Стадион вместимостью от 10 000 зрителей подходит и для первой, и для премьер-лиги, — уточнил Саид Абдуллаев.
— Стадион «Динамо» принадлежит ФСО «Динамо». Как будет юридически решаться вопрос о переходе арены на баланс республики? Кроме того, если предполагается консервация трех трибун, то расположенные в них коммерческие и другие объекты будут закрываться? А если у них есть долгосрочные договоры аренды? Разве не Загалаву Абдулбекову это все принадлежит? – поинтересовался корреспондент «Молодежки».
— Не принадлежит там Абдулбекову ничего, — ответил министр. — Чтобы мало-мальски поддержать стадион, он сдает в аренду какие-то помещения. Жизнь, которая сейчас проходит под трибунами, прекратится. Главный вопрос из тех, что вы обозначили, — как стадион будет передаваться в собственность республики. А вокруг этого будем работать.
— Это уже руководство республики будет с Москвой разговаривать, с руководством ФСО «Динамо», — предположил Салаутдинов.
Закрывая совещание, замминистра уточнил:
— Все, о чем мы сегодня говорили, — это проекты. Они могут измениться. Они могут оказаться не такими, какими мы их сегодня видим. Потому что они будут прорабатываться и другими ведомствами: минюстом, Народным собранием…
Ислам Абакаров
Читайте также:
ФК «Легион-Динамо» сменит название, а стадион «Динамо» станет носить имя Льва Яшина
Гаджи Гаджиев: «Мы подтянем тех, кто хочет видеть в Дагестане хорошую команду»
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta